География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Сравнительная характеристика северного и Уральского экономических районов

Страница 4

Условия для ведения сель­ского хозяйства в Уральском районе хорошие, но неодинаковы в северной, средней и южной час­ти, что зависит от климатических условий и рельефа местности. Более всего они благоприятны в южной части Урала, которая имеет зерново-животноводческое направление. Здесь выращивают картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, разводят крупный рогатый скот, овец и знаменитых оренбургских коз. В Башкортостане развито пчеловодство. На севере преобладает молочное скотоводство, птицеводство, на юге – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство.

В Северном районе мало земли, пригодной для сельского хозяйства, что объясняет во многом дотационный характер экономики. Животноводство и ныне преобладает над растениеводством (для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны; преобладает выращивание кормовых и зерно­фуражных культур). На юге района выращивают лен (Воло­годская область). Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития мо­лочного животноводства. Развита маслодельная промышлен­ность.

Малоземельская (между Тиманским кряжом и Печорской губой) и Болыпеземельская (вос­точнее устья Печоры) тундра - это лучшие пастбища северных оленей.

Значительное место в экономике Северного района занимает рыбная промышленность (рыбоконсервный комбинат в Мурманского).

Территория района ввиду ее внутреннего положения между западной и восточной экономическими зонами, имеющими раз­ный уровень экономического развития и разную специализа­цию, обеспечивает транзитность связей между ними.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекаю­щие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырье и топливо, а продук­цию обрабатывающей промышленности - с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.

В условиях слабой транспортной освоенности Северной территории большую роль играют реки (в долинах которых и проживает большая часть населения). По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров. На Урале же внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, располо­женные в меридиональном направлении служат межрайонному сообщению, а в широтном - обеспечивают связи Урала с сосед­ними районами России и странами "ближнего зарубежья".

Железные дороги Северного района проложены, в отличие от Уральского, в основном только в меридиональном направле­нии от центральных районов европейской части России к Мурманску, Архангельску и на северо-восток, к Воркуте. Крупный транспортный узел - Череповец. Порты: Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Map. Мурманск (са­мый большой из заполярных городов мира - 400 тыс. жите­лей) - важнейший незамерзающий порт России на Севере.

Особенно большое значение в Уральском районе имеют дороги, проходящие через Челябинск и Екатеринбург. Река Кама пересекает территорию только на северо-западе и обслуживает перевозки лесных грузов. Газ из Оренбурга транспортируется по газопроводу через Самару, Стерлитамак, Заинек, Новопсков, Ужгород в страны Европы. Протяженность газопровода от Оренбурга до западной границы бывшего СССР - 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.

Производительные силы обоих районов имеют перспективы дальнейшего развития. Выгодное ЭГП Северного района обеспечивается сложившейся транспортной сетью, наличием крупного Мурманского порта, шельфовой зоной, что способствует формированию морского хозяйства ( судоходство, рыболовство), развитию связей с зарубежными странами. Территория Уральского района покры­та густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами. Транспорт здесь имеет исключительно важную роль, учи­тывая транзитное положение Урала и большие запасы различных природных ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезные статьи

Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве республики ведущую роль играет животноводство преимущественно молочно-мясного направления, развиваются свиноводство и птицеводс ...

Развитие и размещение автомобильного транспорта.
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн.т; %): Виды транспорта 1992 % 1995 % Транспорт - всего 4849 ...

Виды специальных экономических зон
Под влиянием изменений в мировой экономике и международной торговле прослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ от простых, связа ...