География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Проблемы энергетики Северо-Запада.

Страница 3

Несомненно, при таком положении не может быть и речи об увеличении добычи нефти в целом по России. Если в течение последних четырех лет добыча стабилизировалась на уровне около 300 млн т, то в современных условиях следует ожидать ее падения до уровня 280-290 млн т. Но если эта тенденция сохранится, то неминуемо сокращение экспорта нефти, так как увеличение или даже удержание экспорта на прежнем уровне в условиях падающей добычи чревато созданием нефтяного дефицита внутри страны и, как следствие, появлением опасности энергетического голода.

В подобных остросюжетных финансовых ситуациях выходом из создавшегося положения может быть только борьба за снижение себестоимости получения нефти. Невозможно при этом обойтись и без определенных налоговых льгот, которые должны устанавливаться на федеральном и региональном уровнях.

Но даже если бы не наступил финансовый кризис и не имело место падение цен на нефть, то, тем не менее, нельзя не обратить внимания, что мощности терминалов не были полностью сбалансированы с возможностями поставщиков. Так, по самым оптимистическим оценкам, все "источники" поступления нефти и конденсата могут обеспечить для транспортировки в порт Печенга не более 40-45 млн т в год, предназначенных только на экспорт. Но при таком подходе налицо дефицит сырой нефти для создаваемых в порту нефтеперерабатывающих заводов. Аналогичная ситуация и с портом-терминалом в Приморске, рассчитанным на нефть из Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири. Велика вероятность (по этому вопросу идет острая дискуссия), что львиная доля нефти из НАО пойдет по Северному морскому пути. В этом случае нефти, добываемой в настоящее время в Республике Коми в объеме 9,3 млн т, явно недостаточно даже для мощностей самой республики.

Вероятно, в ближайшем будущем потребуется принятие решения по ограничению экспорта российской нефти через Вентспилс,

а это уже политический вопрос федерального уровня, и поднимать его может и должна Ассоциация "Северо-Запад". Экономические соображения о том, что через Вентспилс транспортировка тонны нефти на 3-5 долларов может быть ниже, чем через наши порты, вряд ли могут считаться достаточно убедительными с позиций государственных. Да, дешевле, но деньги за транспортировку российской нефти остаются в соседнем государстве.

Целесообразнее направлять нефть через российские порты, создав определенные послабления для экспортеров. То, что это выгодно для России, очевидно.

Итак, совершенно ясно, что целесообразность и очередность строительства новых морских терминалов, магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов должна определяться с учетом добычных возможностей регионов, а также сложившейся и прогнозируемой конъюнктуры.

Достаточно сложной представляется ситуация, когда для строительства газопровода со Штокмановского месторождения отсутствуют инвестиции. Не исключено, что для освоения газовых ресурсов северных морей России потребуется создание целой инфраструктуры газопроводов для снабжения стран Юго-Восточной Азии с тем, чтобы расширить круг потенциальных инвесторов.

Из этого следует, что в современных, крайне сложных финансовых условиях со строительством терминалов, о которых шла речь выше, следует сделать некоторую передышку, паузу, во время которой необходимо провести скорейшую ревизию имеющихся проектов. Но то, что строительство важно, что порты и терминалы представляют большое значение для геополитических интересов, национальной безопасности России, совершенно очевидно. Как очевидно и то, что если думать о будущем, то задачи этого будущего мы должны не только ставить, но и решать уже сегодня.

Анализ имеющихся мощностей

НПЗ Северо-Западного региона показывает, что Ухтинский и Киришский НПЗ являются объектами межрегионального, федерального значения. Строительство новых НПЗ, кроме завода в порту Печенга, в ближайшей перспективе представляется избыточным. На данном этапе более рациональным решением может быть модернизация имеющихся нефтеперерабатывающих мощностей и реализация проектов, требующих существенно меньших затрат, чем строительство новых портов, но крайне необходимых для энергетического обеспечения сразу нескольких регионов (например, строительство газопровода Обозерский-Мурманск для опережающей подачи газа в Мурманскую область с юга от Нюксеницы Вологодской области через Архангельскую область и через Карелию строительство минизаводов).

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи

Специфика деятельности ТНК
Отличительной чертой ТНК наших дней остается международный характер их деятельности, но уже не столько по признаку страны происхождения капитала, ск ...

Типы и виды геологических карт.
Геологической картой называется графическое изображение на топографической или географической основе с помощью условных знаков геологического строен ...

Геохимические и минералогические особенности кимберлитов Восточного Приазовья
Восточно-Приазовский субблок является частью Приазовского блока Украинского щита (УЩ) и расположен на юго-востоке Украины к северу от Азовского моря ...