География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Структура промышленности района

Страница 4

Источники:

Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 510-541; Промышленность России. М., 1996. С. 156-233; Россия в цифрах. М., 1997. С. 278-286; Программа Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.». М., 1998. С. 8-40; Статистическое обозрение. 1998. № 4. С. 11-19.

В промышленности продолжают развиваться бартерные отношения[2]. А бартерные цены имеют довольно отдаленное отношение к денежным. П. Карпов на примере черной металлургии описывает ситуацию следующим образом: «Цены, которые предлагают предприятия черной металлургии на внутреннем рынке, в два раза превышают мировые . За границей нужно платить живые деньги, а здесь можно купить по двойной мировой цене, предложив взамен валенки по тройной мировой цене. Такова логика бартерного обмена»[3]. И хотя далеко не весь товар продается за деньги, в оценке отраслевого выпуска он учитывается именно в деньгах. Так как бартерные цены растут по своим законам и обычный отраслевой дефлятор цен здесь неприменим, получить рост выпуска продукции по отрасли в целом, даже при продолжающемся сокращении производства в натуральном выражении и корректном учете инфляции, не составляет никакого труда.

Топливная промышленность

Топливная промышленность сосредоточена главным образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны.

Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Его геологические запасы оцениваются в 214 млрд.т. Значительны запасы коксующихся углей - этого ценного сырья для металлургии и энергетики. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярным кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.

Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн.т. нефти и около 20 млрд.м.3 газа. Ведутся поиски новых месторождений как на материковой части района, так и на шельфе. За счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти, увеличение нефти в Архангельской области в 1997 году составило 9%, в республике Коми – 6%.

На основе топливно-энергетических ресурсов в пределах Северного района сформировался Тимано-Печорский территориально-производственный комплекс. Помимо топливных ресурсов — угля, нефти, газа, являющихся отраслями рыночной специализации, этот комплекс дополняет разнообразное горнорудное сырье — бокситы, титановые руды, хромиты, а также огромное значение в комплексе имеют лесные ресурсы.

Развитие сложившегося территориально-производственного комплекса обеспечивают транспортные коммуникации — железная дорога Воркута — Котлас — Коноша и газопровод "Сияние Севера". Для Тимано-Печорского территориально-производственного комплекса характерно очаговое размещение промышленности в небольшом числе городов и рабочих поселков. При низкой плотности населения, суровых природных условиях Тимано-Печорский комплекс развивается с широким использованием научно-технического прогресса. На территории комплекса, т. е. в Республике Коми и Ненецком автономном округе построены автомобильные дороги. Большое транспортное значение имеет река Печора даже в период короткой навигации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезные статьи

Анализ развития СЭЗ на примере Оффшорных центров
За всю историю человечества было лишь три великих открытия - огонь, колесо и центральная банковская система. Дж. Гелбрейт Получившие широкое распро ...

Природноресурсный потенциал и его оценка.
Собственные энергетические ресурсы Южной Кореи представлены лишь сравнительно крупными месторождениями каменного угля (антрацита) и запасами гидроэ ...

Британские острова и Герцинская Европа
Эта страна располагается преимущественно в герцинской тектонической области. Исключение составляют лишь Ирландия, запад и север Великобритании. Как ...