География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня развития всех элементов производительных сил. Это и определяет классификацию районов:

1. Районы сплошного экономического освоения, следовательно, и с густой транспортной сетью, объединяющей все или большинство видов транспорта.

2. Районы выборочного экономического освоения со слабо развитой транспортной сетью, представленной одним или несколькими видами транспорта.

3. Районы интенсивного земледелия со слабо развитой транспортной сетью.

4. Районы освоения лесных ресурсов со сравнительно редкой освоенной транспортной сетью.

5. Курортные зоны.

Транспортная обеспеченность территорий определяет их место в классификации транспортных пунктов и транспортных узлов.

Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей.

Транспортный узел — это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.[63]

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.[64]

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспорт­ной системой выделяются Центрально-Черноземный, Цен­тральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой — Дальневосточный, Восточно­сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные пе­ревозки осуществляются по железным дорогам; там, где добы­вают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, спе­циализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществ­ляется по железной дороге. Районы добывающей промышлен­ности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз пре­вышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы гото­вой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.[65]

Мощности транспортных потоков также имеют существен­ные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопро­водные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кав­каз, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное на­правление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и тру­бопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Цен­тром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут ос­новные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется гус­тая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил стра­ны в целом и отдельных ее районов транспортная система ну­ждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качествен­ного уровня: обновлении материально-технической базы, улучше­нии организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Разви­тие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населе­ния страны транспортными услугами.[66]

Полезные статьи

Деньги и банки.
С 1 января 1999 г. - согласно Маастрихтскому договору - вступил в силу европейский валютный союз (ЕВС). С этого момента расчетной денежной единицей ...

Атласов Владимир Васильевич - первооткрыватель Камчатки
В истории формирования русского государства большое значение имело освоение земель в Азии и на Дальнем Востоке. История освоения Дальнего Востока – ...

Исторические корни художественных промыслов нашей страны
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового ...