Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.
Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру сетевого типа), так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на расстоянии 2-5 тыс. км от потребителей).[20]
Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы "Газпрому". Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. На часть месторождений среднего масштаба и извлечение газа из более глубоких, чем сеноманские залежи горизонтов, лицензии выданы не входящим в "Газпром" структурам, то есть первые шаги к демонополизации добычи природного газа уже предприняты. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы.
Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит положение о доступе производителей газа на территории Российской Федерации к транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не транспорт стороннего газа, а его покупка газотранспортными предприятиями Газпрома для последующей перекачки в составе общего потока газа. В принципе оба варианта - и покупка газа у производителей, и транзитная транспортировка стороннего газа - могут рассматриваться как допустимые формы взаимодействия монопольного собственника сети и других участников рынка, но условия монополиста и прежде всего ценовые должны стать открытыми и привлекательными для пользователей.
Целесообразно создать такую регулирующую систему, при которой "Газпрому" будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него структурами (хотя, возможно, и с финансовым и другими видами участия последнего и ассоциированных с ним организаций) и поступлением этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которого могут формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим "Газпромом".[21]
Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение потребителей является обязанностью Газпрома. И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличения количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось.
Полезные статьи
Экономическая политика ОАЭ
Стремительное развитие промышленности в ОАЭ во многом определяется успешной работой законотворческих органов - федерального и на местах. Правительст ...
Результирующее зонирование территории (приложение).
Номер зоны
Коэфф-т поправки
Номер зоны
Коэфф-т поправки
1.
4,19
29.
1,35
2.
3,43
30.
1,55
3.
2,64 ...
Внутрирайонные
различия
Архангельская область
Архангельская область — наиболее экономически развитая и наиболее перспективная часть Северного района. Основными отраслями р ...