География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Проблемы и перспективы развития.

Страница 2

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся транспорт­ной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспорт­ных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе но­вых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в раз­работку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от воз­можностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масшта­бов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и но­вых районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. При этом практи­чески при любом из вариантов конкретных решений в добыче по­высится уровень затрат, которые можно условно оценить в 15-25 долл. за 1 тыс. куб. м.

Для окупаемости строительства магистральных транспортных систем протяженностью 4-4,5 тысяч и более километров (в том числе частично в северных условиях, а частично в европейских странах -и то, и другое является фактором удорожания) до основных экс­портных потребителей транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб.м. Конкретные оценки в немалой мере будут зависеть от уровней налогов, условий финансирования и сопряжен­ных затрат (например, на обеспечение надежности и резервирова­ния поставок).[25]

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемо­сти и даже могут стать убыточными. В данном случае при расширяю­щемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.[26]

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций про­работаны вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществля­лось с использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то что транзит получил столь широкое распространение, практичес­ки отсутствуют его международные юридически обязательные пра­вила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. До­говор о Европейской энергетической хартии включает только обя­зательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударствен­ных конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезные статьи

История формирования, основные черты рельефа и полезные ископаемые Африки
Геологическая структура Африки несложна и монолитна.Почти весь материк представляет платформу, сложенную докембрийскимикристаллическими и метаморфич ...

Климат Азии
Географическое положение, преобладание гор над низменностями, огромные размеры и компактность Евразиатского материка являются важнейшими факторами е ...

Общее машиностроение
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего ма ...