География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Социально-экономические

Страница 2

Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Размещение и динамика населения

Размещение и динамика населения весьма неравномерны по частям света и странам. На Азию в 1994 г. приходилось около 46% населения мира, на Европу – 21%, на Латинскую Америку – 14%, на Африку – 10%, на Северную Америку – более 8%.

Отчетлива контрастность размещения горожан по странам. В 1995 г. пять из них с населением более 100 млн. каждая (Китай, Индия, США, Бразилия, Россия) концентрировали вместе 1060 млн. горожан, или 41% городского населения Земли[17].

Важная особенность мирового размещения населения последних десятилетий - выход на авансцену развивающихся стран. В 1994 г. в них проживало уже 65,5% всех горожан мира (в 1950 г. – только 40,1%), а к 2025 г., по прогнозам демографов ООН, этот показатель возрастет почти до 80%.

Развивающиеся страны сильно влияют также на качественные стороны развития картины мирового народонаселения. Подавляющая их часть – вчерашние сельские жители, которые часто способствуют “деревенизации” города, принося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Рост населения в городах этой группы стран, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но и подчас и относительным расширением тех социальных слоев, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются в сущности неурбанизированными. Отсюда Большая поляризация городского населения развивающихся стран, недостаточное приобщение значительной его части к городскому образу жизни. И все же люди продолжают стекаться в города. Для этого есть основания. Исследования показали, что несмотря на все проблемы и катострафические прогнозы, качество жизни в крупных городах лучше, чем в малых и в сельской местности: в них выше продолжительность жизни и ниже детская смертность, более квалифицированная медицинская помощь, шире возможности получить образование и найти работу, большие заработки, комфорт и т.д. Или, как пишет американский социолог Льюис Мамфорд, “город – символ возможностей”. И хотя горожане составляют немногим больше 30% населения развивающихся стран, на них приходится более 60% внутреннего валового продукта этих стран.

Одна из наиболее важных особенностей картины размещения населения – усиление концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях. Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия – СССР, Африка, Азия, Австралия).

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество увеличилось в 1950 – 1990 г.г. с 77 до 281, а суммарная численность населения в них – с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г. треть всех горожан мира проживала в агломерациях – “миллионерах”.

Городская агломерация – скопление городов вокруг крупного города – центра. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии в 1990 г. насчитывалось 118 таких агломераций, больше всего – в Китае (38), Индии (24), Пакистане, Индонезии и Южной Корее (по 6 в каждой из них); в Латинской Америке – 40; в Африке – 25.

С конца 70-х г.г. заметно растут сверхкрупные городские агломерации с населением более 10 млн. жителей, главным образом в развивающихся странах.

В 1970 г. таких образований было всего 3 (Токио, Нью-Йорк, Шанхай), а в 1990 г. уже 12 (список пополнили Мехико, Сан-Паулу, Баибей, Лос-Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос-Айрес, Сеул и Осака). По прогнозам, к 2000 г. число таких сверхкрупных агломераций достигает 21-25, главным образом благодаря странам Азии (Джакарта, Таньцзинь, Карачи, Дели, Манила, Дакка). Это еще более усилит юго-восточно-азиатский вектор в мировой урбанизации. Ведь сегодня в Азии сосредоточено около половины горожан земли, тогда как в 1950 г. - 1/3.

Очень быстрые темпы характерны для развития больших городов, т.е. городов с населением более 100 тыс. человек. С 1800 по 1980 г. количество больших городов увеличилось примерно в 30 раз, численность населения в них – в 51, а доля населения, проживающего в таких городах, во всем населении – в 12 раз. Особенно быстрый рост больших городов происходил в XX веке. Еще более быстрыми темпами роста отмечаются крупнейшие города – миллионеры. В 1800 г. в мире был только один город с населением более 1 млн. человек (0,1% населения Земли), в 1900 г. их было уже 10, а к началу 90-х г.г. – около 320. Ожидают, что к 2000 г. в мире будет около 430 городов – миллионеров, и они сосредоточат более 20% населения Земли.

Страницы: 1 2 3

Полезные статьи

Основы международной миграции рабочей силы.
Международная трудовая миграция – это перемещение из одной страны в другую рабочей силы. Она непосредственно связана, прежде всего, с проблемой выво ...

Демографические
При размещении населения имеет место также фундаментальный демографический фактор: во всех индустриально-развитых странах имеет место отрицательный ...

Общая характеристика транспортного комплекса области
Транспорт области представляет собой большой и сложный комплекс железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных магистралей, железнодорожных стан ...