География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.

Страница 2

Внешняя торговля нефтью в 1950—1995 гг. отличалась постоянным ростом ее экспорта: в 1955 г. — 254 млн. т (или 33% всей добытой нефти), в 1990 г. — 1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г.

1631 млн. т. (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового экспортера нефти существенно возросла, несмотря на появление новых нефтедобывающих стран. Лидером в экспорте нефти до 70-х гг. была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отрасли, структуру вырабатываемой продукции, особенно во второй половине XX в. Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперерабатывающей прежде всего общность многих технологических процессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые — для химического использования определяется экономическими,экономико-географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80-90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностестей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество неутилизуемых отходов переработки нефти (например, гудрона, которым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем, характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предприятии (мощности НПЗ существенно различаются: от 1 до 30 млн. т перерабатываемой нефти в год) также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого конкретного НПЗ в стране.

Нефтепродукты — результат конечной работы отрасли — все шире стали использоваться для индивидуального потребления (бензин для автомобилей, находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это, наряду с промышленным потреблением мазута, определяет рост их производства. Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось с 246 млн. до 775 млн. т, мазута — с 285 млн. до 653 млн. т. Дизельного топлива в 1994 г. все НПЗ мира дали 884 млн. т. Стоимость нефтепродуктов намного выше, чем сырой нефти (бензина в 7-10 раз), что определяет выгоды развития отрасли. Спрос на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обусловливает высокие показатели их получения в расчете на душу населения. В 1994 г. в мире производили 138 кг бензина в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468 кг, США— 1204, Кувейте — 1084 кг; в большинстве промышленно развитых стран — от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).

Структура производства важнейших нефтепродуктов в мире отражает технологические, а главное экономические особенности развития нефтяной промышленности и потребления продукции нефтепереработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это видно на примере роли бензина, мазута и дизельного топлива в структуре продукции нефтеперерабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабатывающей промышленности изменялось.

Страницы: 1 2 3

Полезные статьи

Природопользование и задачи берегозащиты на Калининградском морском побережье
В последние десятилетия особенно остро встали вопросы, связанные с изучением природы, использованием ресурсов и охраной прибрежных областей морей и ...

США\Экономика
США - наиболее развитое в экономическом отношении государство мира. Однако если в первые послевоенные десятилетия их лидирующее положение в мировой ...

ФРГ в новом столетии
В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся Европ ...