География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Финансирование приоритетных областей развития

Страница 2

Подобная практика реализовывалась следующим образом. Банк Японии в рекомендательном порядке устанавливал для каждого коммерческого банка или финансовой компании количественные лимиты объемов кредитования на конкретный отчетный период. Нарушение подобной «рекомендации» означало, что данный коммерческий банк не получит ссуду Банка Японии, от которой все они очень сильно зависели.

Наряду с количественными лимитами кредитования «рекомендации» Банка Японии имели и качественную составляющую, а именно указание сфер предпочтительного финансирования, что обеспечивало движение финансовых ресурсов в направлении, определенном конкретной государственной политикой.

Таким образом, политика рационирования кредита служила в Японии многоцелевым инструментом. С ее помощью центральный банк получал возможность не только эффективного регулирования совокупной массы денег в обращении и одновременного проведения гибкой конъюнктурной (антициклической) политики, но также и перераспределения частных финансовых потоков в целях реализации политики приоритетного финансирования.

Механизм перекредитования и заемного перебора

В период восстановления японской экономики внутренние возможности накопления капитала у японских компаний были весьма ограниченными. Главными причинами такого положения была высокая послевоенная инфляция, которая обесценивала активы компаний, и неразвитость рынка ценных бумаг, препятствовавшая увеличению их капитала за счет эмиссии ценных бумаг. Вследствие этих причин отношение чистых активов нефинансовых компаний (за вычетом обязательств) к их капиталу было чрезвычайно низким: в 1951 году всего 8,1%. В результате неоднократных переоценок стоимости активов оно несколько повысилось (к 1955 году – 12,5%), но все равно оставалось очень низким.

Обратной стороной этого явления была высокая зависимость японских компаний от привлечения «внешних» капиталов, достигавшая 50-70%. В 1950-1955 годах структура источников капиталонакоплений японских компаний нефинансового сектора выглядела следующим образом: собственные средства - в среднем 32,8%, рынок ценных бумаг – 11,7%, государственное финансирование – 7,2%, кредиты и займы – коммерческих банков – 48%. В то же время, несмотря на низкую долю самофинансирования, , темпы прироста капиталовложений в активную часть капитала у японских компаний были необычайно высокими: в 1953 году – 24,5%, в 1957 году – 71,2%, в 1959 году – 26,6%, а в 1960 году – 45,5%.

Для осуществления таких масштабных капиталовложений были необходимы очень крупные средства. Доля государственного финансирования была весьма высока (особенно в приоритетных сферах), однако только государственных средств было недостаточно. Поэтому в основе процесса финансирования инвестиционной активности лежала целенаправленная политика правительства по использованию частной банковской сети для концентрированной «перекачки» всех свободных средств в нефинансовый сектор.

В результате этой политики по крайней мере 2/3 всех средств, используемых японскими компаниями для капиталовложений, поступало из частного сектора, а в структуре привлекаемых «внешних» финансовых ресурсов 4/5 составляли займы и кредиты частных коммерческих банков. Именно такая сверхвысокая зависимость нефинансовых компаний от привлекаемых «внешних» средств получила в японской экономической литературе наименование «заемного перебора».

В связи с тем, что спрос на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых компаний подогревался политикой рационализации промышленности, частные банки стали использовать практику превышения условной «нормы безопасности» в формировании отношения выданных кредитов к объему средств на депозитах, что и получило наименование практики «перекредитования».

Эта практика усиливала напряженность с кредитными ресурсами, вынуждая частные банки обращаться к заимствованию средств у других кредитных институтов, что увеличивало издержки. Правительство в лице Банка Японии не только не запрещало практику перекредитования, но и относилось к ней весьма снисходительно, одновременно используя ситуацию для проведения политики рационализации кредита для перераспределения финансовых потоков в желательном для себя направлении.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи

Последние изменения в законодательстве Багамских островов
Правительство Багамских островов пошло на значительное ужесточение своего законодательства, регулирующего деятельность международных предприниматель ...

Основные показатели химической и нефтехимической промышленности
1992 1995 995 в % к 1992 Производство (млн.т): минеральные удобрения 12.3 9.6 78.0 серная кислота 9.7 ...

Краткая характеристика экономических районов России
Северный район В состав Северного района входят: Архангельская, Волгодонская, Мурманская области, Республики: Карелия и Коми, Ненецкий автономный о ...