Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Техногенные воздействия в береговой зоне моря в Калининградской области
В период с 6 по 12 декабря 1999 г. было произведено обследование побережья от южной части Куршской косы до г. Балтийска. В ходе обследования установлено, что наибольшие разрушения относятся к южной части Куршской косы, где на всем протяжении подмыта авандюна, пляж в районе г. Зеленоградска смыт в значительной степени, волнением разрушено металлическое основание маяка. Существенно пострадали берега в районе мыса Гвардейский и восточнее берегоукрепительных сооружений в г. Пионерского. Отмечена эффективная работа сооружений, возведенных СНПО «Балтберегозащита» в г. Пионерском и пос. Рыбное. Расположенный в волновой тени район Филино-Приморье пострадал незначительно. У пос. Синявино размыто более 60 м перемычки, а в теле конуса сформировался уступ размыва высотой до 7 метров. В закрытой бухте зафиксированы следы подъема уровня до отметки +1,3 м относительно наблюдаемой поверхности моря. Береговая линия в бухте Покровской приобрела изогнутое положение и окаймлена уступом размыва высотой 2-2,5 м. Южнее мыса Окунево до пос. Мечниково берег не пострадал. В районе пос. Мечниково – г. Балтийск в результате шторма пляжи расширились. Это иллюстрирует известное положение [6], что при достаточном объеме наносов в береговой зоне (в данном случае техногенного происхождения) морские берега не испытывают разрушений даже при катастрофических штормах.
Другим проявлением техногенеза в береговой зоне Калининградской области является строительство и эксплуатация морских портов. Балтийский пролив, соединяющий Калининградский залив с Балтийским морем, образовавшийся в 1479 году, используется для судоходства. Строительство здесь оградительных молов было начато в XVIII веке [11, 13]. Существующие молы построены в 1924 году и выдвинуты в море до глубины 10,0 м. Они являются искусственной преградой для вдольберегового перемещения наносов и вызывают в связи с этим интенсивную аккумуляцию наносов по схеме заполнения «входящего угла» севернее порта и низовой размыв – южнее, что подтверждено гидрографическими работами, проведенными в октябре 1999 года. Сравнение с результатами промера 1969, 1975 1977 гг. однозначно позволило определить разнонаправленность береговых процессов на участках берега севернее (аккумуляция) и южнее (размыв) молов с заметным смещением уреза в плане и изменениями глубин.
Нужно отметить, что, несмотря на интенсивную аккумуляцию наносов в районе оградительных сооружений порта, до последнего времени внутренний фарватер не испытывал заметной заносимости, что объясняется в первую очередь очень удачной компоновкой сооружений, максимально использующих гидродинамический режим и природные условия района. Начиная с 1966 года в Балтийском проливе объем ремонтного черпания не превышает 100 тыс. м3 в год.
Гавань в г. Пионерском построена в 1924-1928 гг. С момента строительства она испытывала заносимость, с которой боролись изменением компоновки оградительных сооружений и ремонтным черпанием. Кроме того, сооружались прорези-ловушки для перехвата наносов перед судовым ходом. Материал дноуглубительных работ (пески) в объеме 100-250 тыс. м3 в год вывозился на морскую свалку у мыса Гвардейский (2,5 мили восточнее порта Пионерский). В 1975-1981 годах было проведено рефулирование донного грунта объемом 750,5 тыс. м3, изъятого из подходного канала порта Пионерский, в пределы береговой зоны у Отрадненского мыса, характеризующегося острым дефицитом наносов. Однако это мероприятие не принесло ожидаемого результата, что можно объяснить недостаточным объемом перемещенного материала. Сооружение гавани вызвало значительный низовой размыв берега с ее подветренной стороны, что в свою очередь повлекло за собой необходимость проведения там берегозащитных мероприятий.
Строительство оградительных сооружений морских портов привело к нарушению естественного хода береговых процессов на прилегающих участках побережья. Грунты дноуглубительных работ, вывозимые на морские свалки, и пульпа янтарного комбината, участвующие во вдольбереговом перемещении, в геоморфологическом смысле представляют собой положительную составляющую бюджета наносов береговой зоны техногенного происхождения.
Со второй половины ХIХ века начались специальные исследования рассматриваемой территории [11, 12, 17-22], по материалам которых можно составить достаточно полную картину морфологии и динамики береговой зоны Самбийского полуострова в не нарушенном техногенезом состоянии. В этот период времени берега Самбийского полуострова почти по всему периметру испытывали интенсивную абразию. Одновременно наблюдался постоянный размыв аккумулятивных образований, причлененных к Самбийскому полуострову, – Вислинской и Куршской кос. Сравнивая интенсивность разрушения берегов Самбийского полуострова, Е.Цадаах [22] отмечал, что в пределах западного побережья (имеющего простирание на юг от мыса Таран) они разрушены значительнее, чем на северном. Причем абразия берегов наблюдалась практически на всем западном побережье, а темп разрушения в районе пос. Мечниково (севернее Балтийского пролива) и пос. Танкитино был не меньше, чем в районе поселков Донское, Синявино и Янтарный. Сильные шторма нередко вызывали катастрофические размывы коренных берегов. Например, шторм 1911 года вызвал размыв клифа у пос. Янтарный на 5,5 м [12], а суммарный объем рыхлого материала, образовавшегося в результате абразии берегов Самбийского полуострова в период шторма 9-10 января 1914 года, cоставил более 1 млн. м3, и суммарная потеря суши составила 24 га [21].
Полезные статьи
Позитивное воздействие теневой экономики.
Обычно оценки теневой экономики бывают крайне негативными. Но если оценивать это явление объективно, исключив, естественно, криминальную его часть, ...
Внешнеэкономическая деятельность.
Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и ...
Рельеф Азии
Мезо-кайнозойские тектонические движения земной коры, проявившиеся весьма активно как в геосинклиналях, так и на платформах, сильно изменили структу ...