География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Территориальное размещение и его значение.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. Почти 50%

балансовых запасов

шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям

залегания,

газо - и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов

Кузбасса).

Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.

Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. Значительная

их часть залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми природными условиями, что предопределяет повышенный уровень производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом. Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское) находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов. В настоящее время в порту Усть-Луга в Финском заливе строится угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского. Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля 98 тыс. руб. за т. Цены на уголь не восполняют затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка. В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля легко можно «отрегулировать» железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, "бесплатной" экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля.

Полезные статьи

Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта РФ.
Нестабильность социально-политической обста-новки, спад промышленного и сельскохозяйственного производства, неудовлетворительное состояние подвижног ...

Ханты-Мансийский автономный округ.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округо ...

Строение Вселенной и Солнечной системы.
Вселенной или космосом называется весь окружающий материальный мир (греч. ╚космос╩ - мир). Вселенная бесконечна в пространстве и во врем ...