География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Роль океанического природопользования в развитии современной цивилизации

Страница 1

В последние годы в отечественной литературе ученые-гуманитарии все больше переходят в своих анализах от формационного подхода (господствовавшего в советские годы) к подходам цивилизационным, хотя, на наш взгляд, эти два подхода не противоречат, а лишь дополняют друг друга. В самом деле, определенная цивилизация характеризуется совокупностью материальных и духовных ценностей соответствующего данной цивилизации уровня. Но ведь материальные ценности – следствие определенного уровня развития производства и общества, его производительных сил и производственных отношений. И отрицать этот факт было бы очередной вульгаризацией исторического (в широком понимании этого термина) процесса. Поэтому цивилизационные и социально-экономические процессы в глобальном масштабе синхронны, хотя и не в абсолютном понимании этого термина. Более того – и это очень важно при географических подходах к проблеме – в разных странах и районах возникает различный временной лаг между ходом социально-экономических и цивилизационных процессов. Поэтому однотипные цивилизации в тех или иных регионах земного шара появляются в разное время и к тому же отличаются спецификой, которая определяется комплексом географических условий (в самом широком их понимании).

Цивилизационные этапы в развитии общества столь же условны, как и общественно-экономические, социально-экономические формации. Их границы тем более условны, поскольку каждый новый этап включает в себя и элементы предыдущего. Более того: даже современная цивилизация несет в себе эти элементы, а в мире существуют еще отдельные районы, в которых сохранились как минимум очаги прежних цивилизаций.

Проследим (в самом сжатом виде) ход развития мировых цивилизаций и роль Мирового океана и океанического природопользования в этом процессе.

В наши дни ученые достаточно хорошо исследовали основные особенности доисторической цивилизации, тем более, что ее многочисленные очаги еще сохранились в разных частях света, в различных природных зонах. Любопытно, что эти очаги находятся в основном во внутренних районах материков. Материальной основой данной доисторической цивилизации является присваивающее хозяйство – сбор дикорастущих растений и их плодов (собира­тельство), охота, рыболовство в речных и озерных водоемах. Думается, что не случайно доисторические цивилизации менее всего распространены по берегам океанов и морей: во-первых, в далекие времена их возникновения у людей еще не было достаточных транспортных средств для выхода в море; во-вторых, позднее, по мере развития цивилизационного процесса, когда он широко вышел к морям, на их побережьях были постепенно как бы "стерты" следы доисторических цивилизаций.

Если считать эпоху доисторических цивилизаций предысторией человечества, то история его, можно полагать, начинается с цивилизаций речных, о чем очень ярко рассказано в трудах Л.И. Мечникова [4], В.М. Мисюгина [5] и ряда других знаменитых и незнаменитых авторов. При этом особую роль в истории человечества и его цивилизации сыграли отдельные великие реки – Нил, Тигр и Евфрат, Хуанхэ и Янцзы, Инд и Ганг. Вместе с тем нельзя забывать, что в глобальном аспекте речная цивилизация охватила и менее известные реки, при этом практически не затронув и многие очень крупные речные артерии.

Океаническая (морская) цивилизация получила особенно широкое развитие с XV века, с началом эпохи Великих географических открытий. Естественно, что на первых этапах своего развития она использовала фактически лишь одну из составляющих природно-ресурсного потенциала океанов и морей – способность их предоставлять человеку водное пространство для транспортных услуг. Однако масштабы этих услуг по мере развития техники возрастали, что сказалось на развитии многих прилегающих к морю районов – в контактной зоне "море-суша". Весьма активные цивилизационные процессы происходили в зоне контактов моря и впадающих в него рек, устьевые участки которых превратились в зоны ускоренного развития, особенно при наличии удобных для судоходства бухт.

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Развитие цветной металлургии в Забайкалье
Сама цветная металлургия в Забайкалье в настоящее время не является сбалансированным комплексом. Её развитие характеризуется неоднородностью, привод ...

Транспортировка газа.
Как сказано выше, в России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных ...

Инвестиции в ОАЭ
ОАЭ имеют хорошо развитую банковскую индустрию. Вместе с тем, коммерческие банки достаточно разборчивы и сдержаны в инвестировании промышленных про ...