География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Роль океанического природопользования в развитии современной цивилизации

Страница 1

В последние годы в отечественной литературе ученые-гуманитарии все больше переходят в своих анализах от формационного подхода (господствовавшего в советские годы) к подходам цивилизационным, хотя, на наш взгляд, эти два подхода не противоречат, а лишь дополняют друг друга. В самом деле, определенная цивилизация характеризуется совокупностью материальных и духовных ценностей соответствующего данной цивилизации уровня. Но ведь материальные ценности – следствие определенного уровня развития производства и общества, его производительных сил и производственных отношений. И отрицать этот факт было бы очередной вульгаризацией исторического (в широком понимании этого термина) процесса. Поэтому цивилизационные и социально-экономические процессы в глобальном масштабе синхронны, хотя и не в абсолютном понимании этого термина. Более того – и это очень важно при географических подходах к проблеме – в разных странах и районах возникает различный временной лаг между ходом социально-экономических и цивилизационных процессов. Поэтому однотипные цивилизации в тех или иных регионах земного шара появляются в разное время и к тому же отличаются спецификой, которая определяется комплексом географических условий (в самом широком их понимании).

Цивилизационные этапы в развитии общества столь же условны, как и общественно-экономические, социально-экономические формации. Их границы тем более условны, поскольку каждый новый этап включает в себя и элементы предыдущего. Более того: даже современная цивилизация несет в себе эти элементы, а в мире существуют еще отдельные районы, в которых сохранились как минимум очаги прежних цивилизаций.

Проследим (в самом сжатом виде) ход развития мировых цивилизаций и роль Мирового океана и океанического природопользования в этом процессе.

В наши дни ученые достаточно хорошо исследовали основные особенности доисторической цивилизации, тем более, что ее многочисленные очаги еще сохранились в разных частях света, в различных природных зонах. Любопытно, что эти очаги находятся в основном во внутренних районах материков. Материальной основой данной доисторической цивилизации является присваивающее хозяйство – сбор дикорастущих растений и их плодов (собира­тельство), охота, рыболовство в речных и озерных водоемах. Думается, что не случайно доисторические цивилизации менее всего распространены по берегам океанов и морей: во-первых, в далекие времена их возникновения у людей еще не было достаточных транспортных средств для выхода в море; во-вторых, позднее, по мере развития цивилизационного процесса, когда он широко вышел к морям, на их побережьях были постепенно как бы "стерты" следы доисторических цивилизаций.

Если считать эпоху доисторических цивилизаций предысторией человечества, то история его, можно полагать, начинается с цивилизаций речных, о чем очень ярко рассказано в трудах Л.И. Мечникова [4], В.М. Мисюгина [5] и ряда других знаменитых и незнаменитых авторов. При этом особую роль в истории человечества и его цивилизации сыграли отдельные великие реки – Нил, Тигр и Евфрат, Хуанхэ и Янцзы, Инд и Ганг. Вместе с тем нельзя забывать, что в глобальном аспекте речная цивилизация охватила и менее известные реки, при этом практически не затронув и многие очень крупные речные артерии.

Океаническая (морская) цивилизация получила особенно широкое развитие с XV века, с началом эпохи Великих географических открытий. Естественно, что на первых этапах своего развития она использовала фактически лишь одну из составляющих природно-ресурсного потенциала океанов и морей – способность их предоставлять человеку водное пространство для транспортных услуг. Однако масштабы этих услуг по мере развития техники возрастали, что сказалось на развитии многих прилегающих к морю районов – в контактной зоне "море-суша". Весьма активные цивилизационные процессы происходили в зоне контактов моря и впадающих в него рек, устьевые участки которых превратились в зоны ускоренного развития, особенно при наличии удобных для судоходства бухт.

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Международные предпринимательские компании на багамских остро­вах(МПК).
Был момент, когда Багамские острова по рейтингу мировых бан­ковских и финансовых центров, были третьими после Лондона и Нью-Йорка. Сегодня они все е ...

Железнодорожный транспорт
Как уже было сказано ранее железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размеще ...

Бразильское нагорье
Бразильское нагорье составляет основное ядро восточной части материка между 4—10° и 35° ю. ш. Оно четко ограничено береговой линией на востоке, сбро ...