География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Формирование и развитие транспортной сети области

Сложившаяся к настоящему времени транспортная сеть Архангельской области формировалась в течение многих столетий, начиная с X-XI вв., когда сюда начали проникать новгородцы, положив начало освоению Северного края. Освоение происходило преимущественно по долинам крупных рек - Северной Двине, Ваге, Онеге, Пинеге, Вычегде, и побережью Белого моря, где и были основаны древнейшие поселения и транспортные узлы области - это Вельск (1137 г.), Шенкурск, первые поселения на территории Архангельска и Каргополя были основаны еще в XI-XII вв. В последующие века были основаны Каргополь (XIV в.), Онега (XIV в.), Сольвычегодск (XIV в.), Холмогоры (XIV в.), Пинега (начало XVII в.), Мезень (начало XVII в.).

Важным этапом в транспортном освоении Севера стало основание в 1584 г. по указу Ивана Грозного Архангельска, будущего административного центра области. Вплоть до начала XVIII в. Архангельск был главным портом России, через него осуществлялись внешняя торговля с Англией и другими европейскими странами. После выхода России к Балтийскому морю значение Архангельского порта резко уменьшилось.

До постройки железных дорог транспорт Архангельской области (губернии) ограничивался развитием судоходства по Северной Двине, ее притокам (Ваге, Пинеге, Вычегде), в небольших размерах по некоторым другим рекам (Мезени, Онеге), морскими перевозками, осуществлявшимися организованным в 1875 г. Архангельско-Мурманским пароходством (малого каботажа по побережью, в Петербург, другие страны), и гужевыми перевозками по проселочным дорогам, которыми единственно был представлен сухопутный транспорт. Центром торговли в то время на севере Европейской России являлся Архангельск. Во второй половине XIX в. через Архангельск вывозились лес, смола, лен, льняное семя, канаты, веревки, после строительства железной дороги Пермь-Котлас также сибирский хлеб.

В истории развития транспорта на территории современной Архангельской области сыграло строительство двух железных дорог: Пермь-Котлас и Вологда-Архангельск. Строительство первой ширококолейной дороги было завершено в 1899 г., дорога строилась для решения проблемы экспорта сибирского хлеба. При ее строительстве в 1890 г. возник рабочий поселок Котлас, впоследствии ставший крупным транспортным и промышленным узлом всего Европейского Севера. Из Котласа хлеб по Северной Двине доставлялся в Архангельск, откуда морским путем шел на экспорт.

В это же время стал вопрос о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск, которая стала продолжением дороги Ярославль-Вологда. Она давала кратчайшее сообщение с Севером для центральных районов страны, открывая им значительный рынок сбыта и облегчая освоение ресурсов Севера. В 1894 г. было начато строительство узкоколейной дороги, которая была закончена в 1898 г.

Вокруг строительства этих железных дорог в то время разгорелись жаркие споры. В постройке Волжско-Двинской дороги были заинтересованы помещики и зажиточные крестьяне волжских районов, купечество Архангельска, заинтересованные в увеличении экспорта, а ярыми противниками стали пароходовладельцы, считавшие, что строительство железной дороги "нанесет страшный удар по большим поморским судам" и приведет к разорению пароходных компаний.

Железная дорога Вологда-Архангельск прошла в стороне от многих крупных поселений - Каргополя, Шенкурска, Холмогор, что очень сильно сказалось на их развитии. Вдоль железной дороги стали расти новые поселения: Няндома, Плесецк, Обозерский и др.

Строительство железных дорог существенно изменило всю транспортную систему Европейского Севера.

Стратегическое значение железной дороги Вологда-Архангельск со всей силой выявилось в годы первой Мировой войны, когда Архангельский порт являлся единственным портом России, через который шел усиленный экспорт леса, хлеба, пеньки и других товаров, а также импорт военного снаряжения и др. грузов. Ввоз через этот порт увеличился за время войны в стоимостном выражении в 260 раз, а вывоз - в 8 раз!

В советское время по южной части области в годы Великой Отечественной войны была построена железная дорога Коноша-Вельск-Котлас, давшая кратчайший выход печорским углям на Ленинград и Архангельск, а на севере области дорога Обозерский-Онега-Беломорск, построено ответвление от Архангельска до Северодвинска и Карпогор. Были расширены порты в Архангельске, Онеге и Мезени, ставшие важными перевалочными портами на Северном морском пути.

Автотранспорт на территории области не получил должного развития. Была псотроена только одна крупная автомобильная магистраль М-8, соединившая Архангельск с Москвой, а также автодорога на Каргополь. Остальные дороги имеют местное значение.

Полезные статьи

Общая характеристика промышленности.
Занимая около 1% территории и имея менее 1% численности населения России, Вологодская область дает 1,7 % российской промышленной продукции, обеспечи ...

Миклухо-Маклай
Несмотря на то, что основные свои исследования Русское географическое общество предполагало проводить в Евразии, научные интересы его членов были го ...

Общие сведения.
Участок , на котором будут производиться работы расположен в г. Иркутск. Заказчиком является ООО “Сапфир”, за счет которого и будут производиться в ...