География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Формирование и развитие транспортной сети области

Сложившаяся к настоящему времени транспортная сеть Архангельской области формировалась в течение многих столетий, начиная с X-XI вв., когда сюда начали проникать новгородцы, положив начало освоению Северного края. Освоение происходило преимущественно по долинам крупных рек - Северной Двине, Ваге, Онеге, Пинеге, Вычегде, и побережью Белого моря, где и были основаны древнейшие поселения и транспортные узлы области - это Вельск (1137 г.), Шенкурск, первые поселения на территории Архангельска и Каргополя были основаны еще в XI-XII вв. В последующие века были основаны Каргополь (XIV в.), Онега (XIV в.), Сольвычегодск (XIV в.), Холмогоры (XIV в.), Пинега (начало XVII в.), Мезень (начало XVII в.).

Важным этапом в транспортном освоении Севера стало основание в 1584 г. по указу Ивана Грозного Архангельска, будущего административного центра области. Вплоть до начала XVIII в. Архангельск был главным портом России, через него осуществлялись внешняя торговля с Англией и другими европейскими странами. После выхода России к Балтийскому морю значение Архангельского порта резко уменьшилось.

До постройки железных дорог транспорт Архангельской области (губернии) ограничивался развитием судоходства по Северной Двине, ее притокам (Ваге, Пинеге, Вычегде), в небольших размерах по некоторым другим рекам (Мезени, Онеге), морскими перевозками, осуществлявшимися организованным в 1875 г. Архангельско-Мурманским пароходством (малого каботажа по побережью, в Петербург, другие страны), и гужевыми перевозками по проселочным дорогам, которыми единственно был представлен сухопутный транспорт. Центром торговли в то время на севере Европейской России являлся Архангельск. Во второй половине XIX в. через Архангельск вывозились лес, смола, лен, льняное семя, канаты, веревки, после строительства железной дороги Пермь-Котлас также сибирский хлеб.

В истории развития транспорта на территории современной Архангельской области сыграло строительство двух железных дорог: Пермь-Котлас и Вологда-Архангельск. Строительство первой ширококолейной дороги было завершено в 1899 г., дорога строилась для решения проблемы экспорта сибирского хлеба. При ее строительстве в 1890 г. возник рабочий поселок Котлас, впоследствии ставший крупным транспортным и промышленным узлом всего Европейского Севера. Из Котласа хлеб по Северной Двине доставлялся в Архангельск, откуда морским путем шел на экспорт.

В это же время стал вопрос о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск, которая стала продолжением дороги Ярославль-Вологда. Она давала кратчайшее сообщение с Севером для центральных районов страны, открывая им значительный рынок сбыта и облегчая освоение ресурсов Севера. В 1894 г. было начато строительство узкоколейной дороги, которая была закончена в 1898 г.

Вокруг строительства этих железных дорог в то время разгорелись жаркие споры. В постройке Волжско-Двинской дороги были заинтересованы помещики и зажиточные крестьяне волжских районов, купечество Архангельска, заинтересованные в увеличении экспорта, а ярыми противниками стали пароходовладельцы, считавшие, что строительство железной дороги "нанесет страшный удар по большим поморским судам" и приведет к разорению пароходных компаний.

Железная дорога Вологда-Архангельск прошла в стороне от многих крупных поселений - Каргополя, Шенкурска, Холмогор, что очень сильно сказалось на их развитии. Вдоль железной дороги стали расти новые поселения: Няндома, Плесецк, Обозерский и др.

Строительство железных дорог существенно изменило всю транспортную систему Европейского Севера.

Стратегическое значение железной дороги Вологда-Архангельск со всей силой выявилось в годы первой Мировой войны, когда Архангельский порт являлся единственным портом России, через который шел усиленный экспорт леса, хлеба, пеньки и других товаров, а также импорт военного снаряжения и др. грузов. Ввоз через этот порт увеличился за время войны в стоимостном выражении в 260 раз, а вывоз - в 8 раз!

В советское время по южной части области в годы Великой Отечественной войны была построена железная дорога Коноша-Вельск-Котлас, давшая кратчайший выход печорским углям на Ленинград и Архангельск, а на севере области дорога Обозерский-Онега-Беломорск, построено ответвление от Архангельска до Северодвинска и Карпогор. Были расширены порты в Архангельске, Онеге и Мезени, ставшие важными перевалочными портами на Северном морском пути.

Автотранспорт на территории области не получил должного развития. Была псотроена только одна крупная автомобильная магистраль М-8, соединившая Архангельск с Москвой, а также автодорога на Каргополь. Остальные дороги имеют местное значение.

Полезные статьи

Взаимоотношения между странами Персидского залива. Страны Персидского залива.
Порсидский залив. Какими только эпитетами не награждали этот paйон нашей планеты. «Стратегнческни центр», «дуга кризисов», «очаг перманентнон напряж ...

Холдинг
Металлургический холдинг - многопрофильная диверсифицированная структура. В ее состав входят 30 предприятий, на которых работает свыше 12 тысяч чело ...

Роль ТНК в мирохозяйственных связях
Активно участвуя в процессах международного производства на базе традиционного международного разделения труда, ТНК создали собственное внутрифирмен ...