География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Геологическое строение и полезные ископаемые Азии

Страница 2

На месте ранее единой Китайской платформы в настоящее время известны отдельные стабильные (или устойчивые) массивы, в которых докембрийский фундамент обнажается на поверхность или перекрыт мезо-кайнозойским осадочным чехлом. Наиболее крупными стабильными массивами являются: Шаньдун-Корейский (на Корейском полуострове, в Маньчжуро-Корейских горах, на полуострове Шаньдун), Ордосский (в излучине реки Хуанхэ), Таримский (в районе пустыни Такла-Макан). До раздробления Китайской платформы эти стабильные массивы входили в состав так называемого Синайского щита, располагавшегося к северу от современных гор Циньлин. Те из стабильных массивов, которые имеют поверхностное залегание складчатого фундамента, в рельефе образуют преимущественно низкие или средневысотные, сильно денудированные горы. В областях прогибов платформы, где складчатый фундамент перекрыт осадочным чехлом, располагаются равнины, например, Северо-Китайская равнина, равнина Сунляо. Развитие той части Китайской платформы, которая лежала южнее Циньлина, характеризовалась высокой подвижностью и неоднократными морскими трансгрессиями, в результате которых накопились значительные толщи осадков, перекрывшие древний складчатый фундамент. В палеозое между Восточно-Европейской, Сибирской, Китайской платформами и лежавшей далеко на юге Гондваной располагались несколько геосинклинальных областей. Урало-Тяньшаньская геосинклинальная область разделяла Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы и, простираясь далее на юго-восток и восток между Сибирской и Китайской платформами, выходила к восточной окраине Азии. Между Восточно-Европейской и Китайской платформами на севере и Гондваной на юге развивалась Альпийско-Гималайская область (Тетис). На территории современной Восточной Азии она смыкалась с так называемой Восточно-Азиатской геосинклинальной зоной. Последняя занимала окраину материка, современные островные дуги и примыкающие к ним участки морей Тихого океана. Завершение геосинклинальных режимов в этих трех областях происходило в различные орогенические эпохи. Нижнепалеозойская, или так называемая каледонская, складчатость не создала в Азии крупных консолидированных участков суши. Самым значительным из них является массив, обрамляющий Сибирскую платформу с юга и включающий Енисейский кряж, часть Саянской горной страны и районы северной части Монгольской Народной Республики. Южная граница каледонид в Центральной Азии до настоящего времени точно не установлена. Некоторые тектонисты предполагают значительную роль каледонской складчатости в формировании структур Восточного Китая (приморские провинции). Помимо указанных районов распространения каледонид, каледонской складчатостью были созданы отдельные островные массивы, вошедшие в состав Урало-Тяньшаньской, Альпийско-Гималайской и Восточно-Азиатской геосинклинальных областей.

В процессе развития этих геосинклинальных областей каледонские массивы были значительно переработаны и в дальнейшем вошли в состав срединных массивов (отдельные районы Мало-Азиатского, Иранского нагорий и др.) Верхнепалеозойская, или герцинская, складчатость проявилась в Азии весьма энергично и на очень большой площади, охватив главным образом Урало-Тяныпаньскую геосинклинальную область. Движениями герцинского времени были созданы складчатые структуры Урала, Западно-Сибирской низменности, Казахстана и в Центральной Азии Тянь-Шань, Алтай, Куньлунь и др. как с поверхностным залеганием складчатого комплекса, так и со структурами, перекрытыми платформенным чехлом. Постепенно нараставшие пликативные деформации земной коры достигли наибольшей силы в каменноугольный и пермский периоды. Движениями были охвачены как геосинклинальные, так и устойчивые (платформенные) к тому времени участки каледонской суши. В Альпийско-Гималайском поясе герцинское складкообразование проявилось более интенсивно, чем каледонское. Герцинскими движениями здесь были переработаны упомянутые выше каледонские ядра и созданы крупные сложные каледонско-герцинские блоки. Последние играли в дальнейшем развитии АльпийскоТималайской геосинклинальной области роль срединных массивов (внутренние районы Мало-Азиатского и Иранского нагорий). Древние платформы также претерпели изменения, испытали расколы и глыбовые перемещения отдельных участков, волновые деформации в виде прогибов (синеклиз) и вздутий. В ряде случаев по линиям расколов произошли колоссальные излияния базальтов (траппы), например, на Сибирской платформе. Синийский щит Китайской платформы в течение почти всего палеозоя находился в условиях континентального развития, так как здесь преобладали медленные поднятия. К югу от щита господствовал морской режим. Глубина морей неоднократно менялась, результатом чего явилось накопление толщ морских осадков различного петрографического состава. Только в пермский период произошло осушение значительных площадей Восточного Китая. В это время здесь возникли условия для угленакопления. Общим результатом герцинского этапа складчатости было значительное увеличение площади Азии. Были спаяны воедино Восточно-Европейская, Сибирская и Китайская платформы. Южные границы материка отодвинулись до широтного пояса Альпийско-Гималайской геосинклинали, находившейся в стадии осадконакопления. Мезо-кайнозойские орогенические движения в Азии стали проявляться с юрского периода. Раннюю их фазу (юра-мел), наиболее активно проявившуюся в Восточном Китае и в Индокитае, (принято называть яньшаньской орогенией, более молодую (третично-четвертичное время) кайнозойской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезные статьи

О сингулярном времени и предельном возрасте Галактики
Поскольку понятие "пространство - время" тесно связано со скоростью света, в литературе давно обсуждается вопрос о предельном значении ско ...

Контракция и тектогенез перисферы
В основе механизма формирования оболочек Земли лежат, как было показано, процессы физико-химичесиких реакций и последующая термогравитационная диффе ...

Железнодорожный транспорт
Как уже было сказано ранее железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размеще ...