География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Город-крепость, город-таможня

Страница 1

Упоминание о Плесе было найдено в первой Новгородской летописи за 1141 год. Это летописное упоминание о Плесе подтверждается и материалами археологических исследований. Уже в те времена, окончание эпохи средневековья, Плес имел внушительные размеры. Протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. При этом была застроена не только первая, но и вторая береговая террасса.

Городской домонгольский некрополь Плеса, по предварительным данным, насчитывал около 600 захоронений.

И сейчас можно с уверенностью сказать, что Плес Возведенный во 2 половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое гнездо, cтал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству.

(Он никогда не был просто сторожевой заставой, а был полноценным городом, т.е. имел обширный посад, вечевую (торговую) площадь, городской некрополь.)

Первая плесская крепость пала и была сожжена в феврале 1238 года во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в "Сказании о разорении Рязани Батыем".

Второе рождение Плесской крепости связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость - опорный пункт на подступах к Костроме. И в 1410 году "повеле рубити град Плесо". Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов.

История города - крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. (Следов пожара нет: крепость догнила еще, видимо, в канун набега).

С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.

Купеческий город

С XVII в. Плес стал развиваться как торговый город - порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А с окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Одна из таких контор, принадлежавших богатейшему московскому купцу Василию Шорину, известна еще по документам XVII в.

Когда - то пригород Костромского уезда, Плес в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры.

В экономических примечаниях, составленных в этот период, говорились: "В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках ."

Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние - в селах Красное и Сидоровское.

Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный.

Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи.

Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.

Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново - Кинешма.

Сразу же стала невыгодной отправка хлеба гужевым транспортом. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов.

Постепенно в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) перебрались многие Плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием "Плесские дворы"). Почти вдвое (до двух с половиной тысяч) уменьшилось население города за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю.

Жизнь в городе замирает и Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Внешняя политика.
2.1. Соглашения с Россией. Смешанная Комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов была создана ...

История развития бескабельных систем для исследований скважин.
В настоящее время бескабельные телесистемы и автономные приборы широко применяются для решения различных геологических, технологических и технически ...

Япония
1. ЭГП Япония - государство, расположенное на островах Тихого океана. 4 тысячи островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3.5 ...