География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Фенноскандия

Страница 2

Большую часть года фьельды безжизненны, покрыты мощным слоем снега. Много ледников, преимущественно покровных, норвежского типа: Юстедальсбре (площадью 855 /км2), Фольгефоннен (280 км2), Хардангеръёкелен и др. Талые воды ледников и снегов питают многочисленные озера и реки, текущие в неглубоких долинах, прихотливо огибающих холмы.Суровый горный климат объясняет безлесие фьельдов. Они покрыты разреженной горно-тундровой кустарниковой и мохово-лишайниковой растительностью или горными травяными лугами. Преобладают карликовые и стелющиеся формы многолетников: травянистая ива (Salix herbacea), сетчатая ива (S. reticulata), карликовая березка, карликовый можжевельник (Juniperus папа), вереск обыкновенный, толокнянка, брусника. Отдельными языками по речным долинам забираются на фьельды низкоствольные березняки. Указанные особенности природы свойственны в основном фьельдам более высокой южной части Скандинавских гор. В Хьёлене высота гор уменьшается (Кебнекайсе 2135 м, Сарекчокко 2125 м, Сулительма,- 1853 м), -плоскогорья становятся несколько уже. Пестрота литологического строения Хьёлена (частая смена кварцитов, гранитов, сланцев, известняков) и густота тектонического, водно-эрозионного и ледникового расчленения определили морфологические черты, близкие к альпийскому типу. Древние пенеплены сохранились слабо.На крайнем севере Скандинавии, в плоскогорье Финмарквидда, несмотря на его небольшую среднюю высоту (300-500 м), хорошо выражены горно-тундровые ландшафты фьельдов. Это объясняется приполярным положением Финмарквидды. На западе Скандинавские горы близко подходят к морю и обрываются к нему исключительно крутыми склонами. На всем протяжении Скандинавский запад обильно увлажнен. На юге сумма осадков составляет 1500-2000 мм в год (в отдельных местах 3000-4000 мм); к северу она постепенно снижается до 500-600 мм. В этом же направлении происходит уменьшение зимних (от 2°С на юге до -5°С на севере) и летних температур (от 14°С до 9°С). Побережье часто затянуто пеленой тумана, типична сырая пасмурная погода с длительными моросящими дождями летом и мокрым снегом зимой, сильными порывистыми ветрами. Чрезмерная влажность, низкие температуры лета, а также большая крутизна склонов обусловливают очень слабую облесенность западных районов Скандинавии. Высотный предел распространения лесов здесь в среднем 600-700 м (на востоке верхняя граница леса доходит до 1000-1100 м). Березовые, еловые и реже сосновые леса встречаются преимущественно в головных участках фьордов с их менее влажным (благодаря некоторой изоляции от влияний моря) климатом (600-700 мм осадков в год).

Ведущая роль в растительном покрове принадлежит вересковым пустошам.Западные склоны и фьордовое побережье отличаются сильной расчлененностью.Наиболее крупные фьорды расположены на юге: Согне-фьорд (длина около 220 км, ширина в приустьевых участках 5-6 км), Нур-фьорд, Хардангер-фьорд, широкий Букн-фъорд. На севере фьорды менее ветвисты, склоны их не столь круты (Порсангер-фьорд, Варакгер-фьорд).В фьорды на значительной высоте открываются висячие долины, из которых низвергаются многочисленные и часто многоструйные водопады (Зёрингфосс в Хардангер-фьорде, Сюв-Сёстер и др.).Со стороны моря фьордовое побережье обрамлено неширокой (до 60 км) полосой прибрежной абразионной равнины (странфлат). Благодаря небольшой высоте и равнинности рельефа странфлата, на нем размещена подавляющая часть населенных пунктов западной Норвегии, жители которых занимаются в основном рыболовством. Восточные склоны Скандинавских гор положе западных, но и они уступами обрываются к Норландскому плоскогорью. Переход между Скандинавскими горами и Норландским плоскогорьем обозначен резким перегибом склона, в который врезаны длинные фьордообразные озера и глубокие долины рек.Рассекающие восток Скандинавии тектонические разломы имеют преимущественно северо-западное направление. В них заложены консеквентные реки, отличающиеся большой порожистостью (результат ступенеобразного характера поверхности) и наличием озеровидных расширений трогообразното типа (Даль-эльвея, Турне-эльв и др. реки). Некоторые реки в низовьях протекают в относительно широких террасированных долинах. На поверхности плоскогорий возвышаются отдельные невысокие пологосклонные кряжи, моренные холмы и озовые гряды. Но общий фон составляют плоские заболоченные и густо облесенные поверхности. Здесь находятся основные промысловые еловые и сосновые леса Швеции. Хорошая облесенность востока горной Фенноскаидии в сравнении с ее западом обусловлена меньшей увлажненностью поверхности (годовая сумма осадков от 700-800 мм на западе до 450-500 мм на востоке), более продолжительным и теплым летом (средняя температура июля 14-15°С), а также наличием более мощного и цельного покрова подзолистых почв, сформировавшихся на рыхлых ледниковых отложениях.Равнинная область. Равнинная Фенноскандия расположена целиком в пределах Балтийского щита. В отличие от других равнин Западной Европы, ее поверхность сложена стойкими к эрозии кристаллическими и метаморфическими породами. Лишь в Центрально-Шведской низменности имеются остатки осадочного чехла из песчаников и кембро-силурийских сланцев и известняков. Для равнины характерно дробное расчленение поверхности на невысокие возвышенности и низменности, часто чередующиеся друг с другом.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи

Формы территориальной организации промышленности.
Территориальной организации промышленности присущи следующие формы: - ТПК: взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального п ...

Перспективы развития района
Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются: - преодоление экономического кризиса, приведшего ...

Проблемы и перспективы развития и размещения железнодорожного транспорта в РФ.
Происходящий в последние годы спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению объемов перевозок и значи-тельному у ...