География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Геологические условия развития карста хроника на территории Воронежской области

Страница 4

Калачское неотектоническое поднятие, соот-ветствующее в рельефе одноименной возвышенно-сти, характеризуется увеличенной средней мощно-стью четвертичных отложений, представленных помимо аллювиальных, ледниковыми, водно-ледни-ковыми и лессово-почвенными образованиями. Приводораздельные пространства сложены песчано-глинистыми палеогеновыми отложениями значи-тельной мощности, под которыми залегает верхне-меловой карбонатный комплекс. Он представлен туронским, коньякским, сантонским ярусами и под-стилается преимущественно песчаными образова-ниями сеномана, а также нижнего мела. Развитие мелового карста возможно в перекрытом поверхно-стном и глубинном вариантах. Только в бортовых частях крупных долин, где мел-мергельная толща выходит на поверхность, возможны проявления го-лого карста.

В пределах Окско-Донской впадины в разрезе осадочного чехла карбонатные отложения связаны только с палеозойскими образованиями. Характер разреза зоны гипергенеза подчинен неоструктурно-му плану, в котором среди структурных элементов второго ранга в пределах Воронежской области ус-тановлены Кривоборская, Масальская, Токаревская депрессии и Шукавкинское поднятие [12]. В Криво-борском и Масальском прогибах девонские отложе-ния перекрыты неогеновыми и четвертичными пре-имущественно аллювиальными песчаными образо-ваниями. Карбонатный комплекс приурочен к сар-гаевскому и, частично, воронежскому горизонтам и представлен известняками раскристаллизованными, прослоями глинистыми. Воронежские и саргаевские отложения в разрезе разделены карбонатно-глинистыми, глинистыми и песчаными образова-ниями семилукского и петинского горизонтов [13]. Развитие известнякового карста здесь возможно в покрытых и перекрытых формах в поверхностном и глубинном вариантах. На остальной территории неоген-четвертичные отложения подстилаются пес-чано-глинистой толщей нижнего мела. Развитие карстовых форм возможно в перекрытом поверхно-стном варианте, а в зонах повышенной трещинова-тости над разломами в фундаменте имеются благо-приятные условия для образования глубинного кар-ста.

Важнейшие эпохи формирования карбонат-ного карста на территории Воронежской области тесно связаны с эпохами корообразования Воро-нежской антеклизы [14]. Наиболее значительными из них для мел-мергельного карста являются но-вейшая эпоха, охватывающая неоген и квартер и предпалеогеновая, а для известнякого – предмезо-зойская. Каждая из них неоднородна по внутренней структуре и характеризуется наличием более крат-ковременных периодов активизации карста, связан-ных с геоморфологическим циклами континенталь-ного развития территории и климатическими изме-нениями. Последние могут существенно влиять на ход карстового морфогенеза. В частности для пред-палеогеновой поверхности несогласия характерны формы тропического карста, специфика которого [2] заключается в преимущественном интенсивном раз-витии поверхностного выщелачивания с образова-нием крупных котловин при весьма ограниченном распространении глубинных и провальных образо-ваний, свойственных карсту влажного умеренного климата. Такие формы с размерами в плане, изме-ряющимися сотнями метров и первыми километра-ми установлены в кровле мела в области Острогож-ского и Калачского поднятий [5,8]. Известняковый карст предмезозойского этапа еще требует своего изучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезные статьи

Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям.
На пути свободной торговли стоит большое количество барьеров: пошлины, импортные квоты, лицензирование, создание неоправданных стандартов качества, ...

Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития транспорта.
Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный). К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой ...

Населения и трудовые ресурсы.
Численность населения в разных районах страны изменяется также в связи с переездом людей из одного постоянного места жительства в другое ( внутренни ...