География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Западный макрорегион (европейская Россия)

Страница 4

Выгодное на протяжении многих веков ЭГП — на Балтийском море и водных путях (путь «из варяг в греки») — определило ранее заселение р-на, формирование Новгородской Руси, а затем основание новой столицы России — Санкт-Петербурга (1703г.). Выгоды ЭГП — р-на одного города, каким был ранее С-З, росли и в связи с созданием водных соединений на месте волоков, а позднее системы ж/д.

В настоящее время ЭГП С-З определяется наличием в р-не крупнейшего российского порта на Балтике (С-Петербург), дополненного на западе Калининградским, его пограничным положением и усилением связей с Центральной Россией (особенно с Москвой) и европейским Севером. С-З помимо границы с Эстонией, Латвией и Литвой.

Территория р-на с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф). Р-н обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское).

Население. С-З р-н преимущественно городского населения (его доля самая высокая в России — 86%). В С-Петербурге проживает 65% городского населения р-на. Среди городов много древних (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), имеющих ценнейшие историко-архитектурные памятники. Их дополняют архитектурно-исторические ансамбли С-Петербурга и его пригородов, представляющих важную базу для развития туризма, а также памятники культуры (Пушкинские горы). Сельское население р-на интенсивно выбывало в др. части страны и города.

Хозяйство. С-З р-н специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь производилось 2/3 турбин и генераторов России (С-Петербург), значительная доля оборудования для АЭС. Морские суда, оптическое и электронное оборудование, значительная доля произ-ва были связаны оборонным комплексом, где в настоящее время осуществляется конверсия. С машиностроением тесно связаны цв. металлургия (Волхов) и передельные заводы черной металлургии.

На С-З развита хим., лесная, легкая и пищевая пром-ть. Крупнейшие энергетические мощности близ С-Петербурга: АЭС на Финском заливе и тепловые небольшие гидростанции. Р-н снабжается нефтью и газом с европейского Севера, Поволжья и Западной Сибири.

Многоотраслевой экономике р-на соответствует многоотраслевая наука (20% научных работников России). Здесь 400 научно-исследовательских институтов (360 в С-Петербурге), занятых работами в области техники, энергетики, обороны, геологии, проблем Арктики и Антарктики, охраны природы, а также культуры и искусства. С/х р-на специализируется на молочно-мясном животноводстве и льноводстве, а в пригородных р-нах — на произ-ве овощей, картофеля и птицеводстве.

Санкт-Петербург (Ленинград) — самый северный из крупнейших городов мира — второй после Москвы пром-ный и транспортный узел, центр науки и культуры. Пром-ть концентрируется на юге и востоке города. Выделяется машиностроение (энергетическое, оборонное судостроение и станкостроение).

Город раскинулся на островах и берегах Невы. Его памятники истории, культуры и архитектуры, а также бывшие дворцовые пригороды привлекают тысячи экскурсантов.

С-Петербургский порт расширяется. Для потребностей России предполагается создание новых крупных портов к западу (на берегу Финского залива). Но их создание требует экол. оценки (экспертизы). Для С-Петербурга одна из самых сложных проблем экологическая, связанная с загрязнением вод реки Невы, Невской губы Финского залива и созданием здесь сооружений (дамбы) для предохранения города от наводнений.

Областные центры — Псков, Новгород, пром-ные города с ценными историческими памятниками. Калининград (в прошлом Кёнигсберг) — порт, центр рыболовства и пром-ный узел.

Европейский Север (ЕС)

ЕС включает крупнейший по территории (1467км2) р-н Европейской России с населением 6,1млн. человек. Плотность населения низкая (особенно в Ненецком а.о. — 0,3 чел. на 1км2). Северные территории р-на интенсивно заселялись, повышена доля молодых возрастов, резко преобладает доля городского населения (76%), в Мурманской обл. и Коми республики, интенсивно выбывает население. Это характерно для большинства северных р-нов России с преимущественно сырьевой специализацией.

Природные ресурсы. ЕС — важная топливно-энергетическая база европейской России: она концентрирует более 1/2 ее запасов топливных ресурсов (нефти, газа, угля в Печорском бассейне, торфа, сланцев), 1/2 лесных и 40% водных ресурсов зоны. Крупные запасы горно-хим. сырья (апатитов на Кольском полуострове и солей в Коми). Значительны ресурсы для цв. металлургии (нефелины, кианиты, бокситы, медно-никелевые руды), пром-ти строительных материалов и черной металлургии (Карелия, Кольский п-ов).

Хозяйство. ЕС специализируется прежде всего на произ-ве продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-ти. Здесь заготовляется 1/4 древесины России, производится более половины всей газетной бумаги страны и 1/5 часть пиломатериалов.

Развитию лесозаготовок способствует удобное ЭГП р-на по отношению к внутренним потребителям леса и внешнему рынку. Главные центры лесопиления и целлюлозно-бумажной пром-ти — Архангельск, Сыктывкар, Кондопога. Северо-запад экспортирует пиломатериалы, бумагу. Заготовка древесины идет в бассейне Северной Двины, вдоль Беломорско-Балтийского канала, ж/д Вологда — Архангельск, Котлас-Ухта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезные статьи

Связь с центральным уровнем и другими программами
Приоритируемые мероприятия согласно решений Баренцева совета На центральном уровне Баренцевым советом через Министров иностранных дел, Министров эк ...

Художественные промыслы и их сущность
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность таког ...

Железнодорожный транспорт
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт. Строительство железнодорожных линий в Тверской губернии началось в середине XIX века. Железная ...