Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Восточный макрорегион России
Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.).
Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.
При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров — Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных центров оборонного профиля.
В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а также освоенности территории.
Территория и население районов Восточного макрорегиона
Крупные районы |
Территория, млн. км2 |
Население, млн. чел (1993г) |
Доля городского населения, % |
Плотность населения, чел./км2 |
Западно-Сибирский |
2,4 |
15,2 |
73 |
6,2 |
Восточно-Сибирский |
4,1 |
9,2 |
72 |
2,2 |
Дальневосточный |
6,2 |
7,9 |
76 |
1,3 |
Восточная зона |
12,7 |
32,3 |
73,2 |
2,5 |
Западно-Сибирский район
Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почти половину населения (46%) Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 ее территории.
ЭГП р-на, расположенного на границах Западного и Восточного регионов и Казахстана, достаточно благоприятно. Оно обеспечивается системой транспортных магистралей, по которым осуществляются интенсивные связи: ж/д — широтных и меридиональных (Транссибирской, Южно-Сибирской, Туркестано-Сибирской), трубопроводных. Более 90% территории р-на занимает Западно-Сибирская низменность и лишь 8% — горы. В недрах Западной Сибири концентрируется нефть, газ — в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (в основном в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. — Кузнецкий угольный бассейн. Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы соли (Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы.
Основное население сосредоточено на юге р-на (лесостепные и степные пространства). Наибольшая плотность населения — в Кемеровской обл. (более 32 человек на 1км2). Крупнейшие города — Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервы р-на ограничены.
Полезные статьи
Размещение транспортного комплекса России
В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, чт ...
Комплексное освоение прибрежной зоны Черного моря – важнейший фактор ее устойчивого развития
Работа выполнена на кафедре экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета
Актуальность темы исследова ...
Виды специальных экономических зон
Под влиянием изменений в мировой экономике и международной торговле прослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ от простых, связа ...