География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Система безопасности.

Страница 1

Традиционно нестабильное ноложсннс в районе Персндского залива всстда выдвигало в качестве первооче­редного вопрос, о создании здесь своего рода системы коллективной безопасности. Эта тема неоднократно об­суждалась на встречах представителей всех восьми рас­положенных здесь государств еще до иранской револю­ции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на выступал за заключение коллективного пакта безопастности под эгидой Ирана, против чего резко воз­ражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказы­вались за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней основе.

После иранской революции инициативу создания си­стемы коллективной безопасности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под угрозой ока­жется безопасность одного или нескольких государств, это скажется на безопасности всех остальных. Саудов­ская Аравия призвала к сотрудничеству в деле создания структуры коллективной безопасности. Она предложила установить широкое сотрудничество между полицией и силами внутренней безопасности всех заинтересован­ных стран. В то же время идея заключения военных союзов и оборонительных пактов между государствами региона и иностранными державами отвергалась.

Пракцы предлагали создание арабских коллективных сил безопасности в районе залива. План ирак­цев предусматривал организацию совместного военного командования для руководства этими силами, которое пользовалось бы автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант создания вооруженных сил для обеспечения бе­зопасности залива с подключением ВМС США н ряда западных держав, деятельность которых финансирова­лось бы странами Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. министры иностранных дел шести государств залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд н провозгласили создание Совета сотрудничества арабских государств Персидско­го залива (ССГПЗ). Ирак не вошел в союз, как позже разъяснялось, из-за существенных различий в форме го­сударственного правления, а Иран не был допущен фор­мально из-за «языковой н этнической обособленности». Па деле же создание Совета явилось ответом на эскалацию ирано-иракского конфликта.

Было провозглашено, что конечная цель — дости­жение единства во всех областях жизни входящих в Со­вет государств. И действительно, в отличие от всех про­чих международных альянсов н организаций, члены ССГПЗ имеют одну и ту же форму государственного правления. У этих стран не только общая судьба, проб­лемы, но и общие преимущества, которые выделяют их в отдельную группу среди других арабских стран.

Прежде всего они представляют собой мощнейшую финансовую и экономическую силу. Правительственные авуары «шестерки» в иностранных банках оцениваются в 190 млрд. долл., валютные резервы — в 204 млрд. долл., запасы нефти — в 348 млрд. баррелей.

Осознание своей социальной однородности, общно­сти, забота о сохранении монархических структур в не­малой степени цементируют эту организацию, приводя к достаточно высокой степени взаимодействия ее участ­ников в международных и региональных делах, усиле­нию влияния в деятельности Организации экспортеров нефти, в Лиге арабских государств, Движении непри­соединения, организации Исламская конференция.

Разнонаправленные по своим положениям соглаше­ния об экономической интеграции по замыслу должны привести к созданию рынка стран Персидского залива наподобие европейского Общего рынка. Координация охватывает все аспекты: промышленность, торговлю, финансы, сельское хозяйство. Предусматривается лик­видация всех торговых барьеров между государствами-членами, свободное движение капиталов и рабочей си­лы, общая финансово-бюджетная и денежно-кредитиая политика. Планируется, что эти цели будут осуществ­лены к началу 90-х годов, но, судя по нынешнему поло­жению в мировом экономическом хозяйстве, в том числе в странах залива, это слишком оптимистичные сроки.

Экономика шести стран Совета существенно отлича­ется от экономики любого крупного региона. Здесь добыча нефти является главным источником доходов. На нее приходится более 47% ВВП. Преобладание нефтя­ного сектора довольно точно отражает вклад отдельных государств в совместный ВВП этой организации. Так, Саудовская Аравия вносит около двух третей совокуп­ного ВВП — 64%. ОАЭ — 16%. Кувейт — 9%, Оман и Ка­тар — по 4, Бaxpейн — З%. Однако этой организации нe хватает собственной технической базы, которая мог­ла бы послужить фундаментом для промышленного ро­ста. Внутренние рынки стран Совета ограничены и не связаны между собой. Сложность в том, что каждых из них в отдельности скорее ориентирован на США и стра­ны Запада, а не друг на друга. Национальные сообра­жения пока еще одерживают верх над региональными. Индустриальные мощности, существующие в странах помимо нефтяного сектора, используются всего на бЗ%, что неизбежно ведет к сокращению доходов и прибы­лей. снижению темпов роста национальной промышлен­ности.

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Вид китайской улицы недавнего прошлого и наших дней
Основой дорожного движения в китайском городе десять лет назад был велосипед. Он и определял общий облик дорожного движения в Китае. Ситуация кардин ...

Общий обзор Южной Америки. История формирования материка и полезные ископаемые
Южная Америка почти полностью изолирована от других континентов; лишь узкий Панамский перешеек причленяется к ней на северо-западе, образуя мост к Ц ...

Географическое положение ФРГ.
ГЕРМАНИЯ (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland), государство в Центр. Европе, омывается Северным и Балти ...