География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Развитие и размещение различных видов транспорта

Страница 1

Железнодорожный транспорт

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселеннос­ти, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на ведомственные.(1996 г.)[67]

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.[68]

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Чернозем­ном районе.[69]

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, — радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорож­ного узла отходят основные магистрали в направлении Донбас­са, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгогра­да, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.[70]

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории желез­нодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).[71]

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Ир­кутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.[72]

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практичес­ки не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магис­трали: Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых мес­торождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит— Томмот—Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.[73]

Пассажирские пере­возки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, за­медлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются по­ставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредель­ного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи "восток—запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднеси­бирской и Южносибирской железных дорог.[74] Всё это требует реше­ния ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством для обеспечения надежных транспортных связей на направ­лениях Центр—Северный Кавказ и европейская часть страны—Сибирь, проходящих по территории Российской Федерации.[75]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезные статьи

Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране.
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают вы ...

Топологические основы геометризации маркшейдерской базы данных
Система горных выработок на действующей шахте образует сложную топологическую структуру. Одна из задач для ее отображения в БД — найти топологическу ...

Черноморские проливы
Проливы и каналы являются одним из главных факторов в сфере международных перевозок и торговли. Среди них заметно выделяются международные проливы и ...