География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Транспорт и связь

Страница 4

Туркменистан — составная часть Среднеазиатского эконо­мического района. Удельный вес ввоза из республик Средней Азии составляет около 10%. Это хлопкоуборочные машины, технологическое оборудование для промышленных предприятий и другие виды товаров.

Республики Средней Азии получают из Туркменистана электрическую энергию, нефтепродукты и газовый конденсат (около 35%), минеральные удобрения, кабельные изделия (24%), оконное стекло, шелк-сырец, кожевенное сырье и др.

Казахстан поставляет в республику зерно, сельхозмашины, мясо и мясопродукты, фосфорит, уголь, металл; с Украины поступает металл, тракторы, автомобили, сахар; из Белору-сии — тракторы, автомашины, картофель; из республик За­кавказья — нефтепродукты, чай, техническое оборудование, обувь, одежда; из Прибалтики — радио- и телеаппаратура, трикотаж, рыбные консервы, цельномолочные продукты, мик­роавтобусы; из Молдавии — продукция пищевой промышлен­ности. Туркменская ССР вывозит в эти республики хлопок-во­локно, тестомесильные и кремовзбивальные машины, вентиля­торы для градирен, насосы, оконное стекло, ковры, каракуль и другую продукцию.

Одной из важнейших форм экономических связей является совместное строительство крупных народнохозяйственных объ­ектов. В строительстве Каракумского канала им. В. И. Ленина участвовали представители 36 национальностей, оборудование для канала поставляли 250 городов нашей страны.

При участии многочисленных предприятий и организаций союзных республик построена Марыйская ГРЭС, строятся Чарджоуский нефтеперерабатывающий завод, Туркменский завод азотных удобрений в г. Мары. Трудящиеся Туркмениста­на принимают участие в строительстве Байкало-Амурской Ма­гистрали. Ежегодно студенческие строительные отряды вузов и техникумов республики работают в Смоленской, Астраханской, Тюменской областях.

Экономико-географические районы и подрайоны.

Экономическое районирование

. Первые работы по экономи­ческому районированию Туркменистана появились в 20-е гг. в связи с переустройством старого административного деления. Ко­миссией по районированию при Госплане Туркестанской АССР проделана огромная работа по подготовке материалов для районирования среднеазиатских республик. Проект образова­ния новых районов, составленный комиссией, стал основой районирования республики в первые годы ее существования. Однако выделение научно обоснованных экономических райо­нов началось в годы второй пятилетки. В 1935 г. М. П. Копы-тин выделил 5 экономических районов с указанием их специа­лизаций: Западно-Туркменский промышленный, Копетдагский яромышленный, Мургабский и Тедженский сельскохозяйствен­ные, Среднеамударьинский промышленно-сельскохозяйствен-ный1. Н. Н. Баранский в книге «Экономическая география СССР» выделяет 6 основных частей республики: Западный Туркменистан, предгорье Копетдага, бассейны Теджена и Мургаба, полоса вдоль среднего течения Амударьи, низовья Аму-дарьи, Центральные Каракумы. Аналогичное районирование проведено в 1943 г. В. П. Жмуйдой (6 районов).

В настоящее время в Туркменской ССР сформировано 5 внутриреспубликанских экономических районов — Западно-Туркменский (4 подрайона), Прикопетдагский (4 подрайона), Среднеамударьинский (4 подрайона), Нижнеамударьинский (2 подрайона) и Южнотуркменский (3 подрайона).

Страницы: 1 2 3 4 

Полезные статьи

Горы Афганистана
Гиндукуш труднодоступный горный массив, большей частью лишенный растительности. Афганистан no праву может быть назван страной гор. При взгляде с сам ...

Состав экономического района.
Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты: - г. Санкт-Петербург - Ленинградская область - Новгородская область - Пск ...

Факторы и особенности, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения.
Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного компл ...