Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса
Таблица ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАКАВКАЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Число занятых в сфере обслуживания, человек | ||||
На 1000 человек |
На 1000 человек, занятых | |||
в народном хозяйстве |
в материальном хозяйстве |
в промышленности | ||
СССР |
101,5 |
227,5 |
313 |
776 |
Закавказье |
90,4 |
254,7 |
488 |
1150 |
Грузинская ССР |
100,2 |
250 |
508 |
1218 |
Азербайджанская ССР |
79,8 |
264 |
512 |
1323 |
Армянская ССР |
93,9 |
248 |
421 |
856 |
Такое возрастание межреспубликанских различий обусловлено тем, что при переходе от рассмотрения всего хозяйства к его звеньям - материальному производству и промышленности - повышается влияние специфики участия районов в территориальном разделении труда и степени этого участия в промышленном развитии района. Все это подтверждает высказывавшиеся в литературе мнения о том, что наиболее правильна оценка региональных уровней развития сферы обслуживания в целом на основе показателя «число занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве».
Для сравнения укажем, что при сопоставлении числа занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000 жителей не только изменяется соотношение между республиками, но и увеличивается межреспубликанская дифференциация по данному показателю. Наименьшее отклонение от среднесоюзного уровня наблюдается в Грузии (1 %), а наибольшее - в Азербайджане (21%) против 7 и 15% при расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве.
Подобное возрастание межреспубликанской дифференциации обусловлено, как было показано выше, различиями в рождаемости. Чем больше доля детей, тем больше отклонение структуры потребностей населения района в услугах от общесоюзной. Кроме того, чем больше доля детей, тем меньше занятость женщин в общественном производстве, что влияет на величину спроса в отдельных видах услуг. Таким образом, на основе показателя «число занятых в сфере обслуживания на 1000 жителей» можно судить не об уровне, а только о размере ее развития в том или ином районе.
Нередко против оценки уровня развития сферы обслуживания в региональном аспекте при помощи такого показателя, как число занятых в этой сфере в расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве, включая колхозников, выдвигается следующее возражение: сфера обслуживания предназначена для всего населения, а не только для рабочих, служащих и колхозников, следовательно, и считать надо в расчете на 1000 жителей. Первая часть этого возражения бесспорна; вторая часть, по нашему мнению, несостоятельна. Приведение показателя общей численности работников в сфере обслуживания к 1000 рабочих, служащих и колхозников сравниваемых районов обусловлено не тем, что сфера ориентируется на удовлетворение потребностей только работающих, а тем, что приведение численности занятых в сфере обслуживания к численности занятых во всем народном хозяйстве, как уже отмечалось, косвенно отражает основные демографические и экономические особенности сравниваемых районов.
Полезные статьи
Водный транспорт.
Морской флот.
На сегодняшний день суда морского флота России сильно изношены. Средний возраст более чем 350 из них превысил 19 лет. Средний же воз ...
История
Мадагаскар
Мадагаскар был заселен племенами малайско-индийского происхождения в начале I в. Потомки этих племен и сейчас составляют большую часть н ...
Структура единой транспортной системы и место в ней железнодорожного транспорта
по территории страны.
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный ...