Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания
Важное значение имеет организация сферы обслуживания для более равномерного распределения отдыхающих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих учреждений отдыха - санаториев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Подробнее это будет рассмотрено в последней главе.
Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в значительной мере использующей маятниковых мигрантов, требовалось в первую очередь развитие пригородного транспорта.
На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятниковой миграции по культурно-бытовым связям оценивалась с точки зрения затрат на организацию сферы обслуживания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь ситуация меняется.
При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные «пики» нагрузок на железных и автомобильных дорогах, что есть основания усматривать в существующих перебоях на транспорте при перевозке народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции важно учитывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с «автомобилизацией» маятникового мигранта. Все это требует пересмотра существующих подходов к проблемам внутрирайонного размещения материального производства и сферы обслуживания.
Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией, включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город и из города в село.
При анализе взаимодействия развития сферы обслуживания и миграции сельского населения необходимо учитывать тип сельского расселения, который может быть двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения - центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котловин. В настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине недостаточного уровня обслуживания незначительна.
Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов, периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные поселения неоднородны: одни расположены ближе к центральной усадьбе, другие более удалены. Как правило, чем ближе поселение к центральной усадьбе, тем лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения характерен для горных районов и районов лесной зоны, особенно после укрупнения колхозов и совхозов.
О том, насколько разнятся уровни обслуживания сельского населения при трехуровневом типе расселения, свидетельствуют исследования сибирских ученых.
Полезные статьи
Особенности облика города
Лиссабон – главный порт страны. Его грузооборот превышает 10 млн. т. в год, на него приходится более 9/10 португальского внешнеторгового оборота. Мо ...
Население и трудовые ресурсы
Население Центрально-Черноземного района составляет 7,9 млн. чел., или 5,3 % численности населения Российской Федерации. В городах проживает 61,6 % ...
Структурные особенности массивов скальных пород и их влияние на устойчивость карьерных откосов
Устойчивость карьерных откосов в массивах скальных пород обусловливается главным образом наличием в них поверхностей ослабления (трещин, разрывных н ...