География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Становление и перспективы российских международных компаний

Страница 2

Кроме указанных российских компаний, в список 100 круп­нейших военно-промышленных корпораций мира, на основе ис­следования американского еженедельника «Дефэнс ньюс», вошли два российских объединения ВПК «МАЛО» (32 место) и АО «ОКБ Сухого» (64 место). Возглавляет список американская корпорация «Локхид-Мартин», на втором месте — «Макдонел-Дуглас» (США).

Рассмотрим причины появления российских финансово-промыш­ленных корпораций. Прежде всего общеэкономические причины, требующие но­вых организационно-хозяйственных форм — высоко интегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике.

Другая группа причин связана с выходом России на междуна­родный рынок. Российские предприятия сталкиваются с возрос­шей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внеш­него рынка. Реальная открытость российского рынка и не все­гда адекватная открытость многих зарубежных рынков, ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, могущих не только охватить внутренний национальный рынок, но и успеш­но конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке. Требования международной конкуренции диктуют необ­ходимость коренной реорганизации предприятий, их технологи­ческого перевооружения. Для этого, в первую очередь, необходи­ма концентрация инвестиционных ресурсов.

Важным стимулом для роста числа российских ФПГ стало «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания», утвержденное Указом Президента 5 декабря 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за грани­цы России фактически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам транснациональные корпорации.

Формирование и развитие российских международных кор­пораций может, таким образом, осуществляться двумя путями:

1) образованием мощных национальных корпораций — ФПГ с последующей их экспансией на мировом рынке;

2) использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансо­во-экономических ресурсов партнеров из стран содружества.

На начальном этапе создания и функционирования финан­сово-промышленных групп определенное предпочтение отдает­ся второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что создание таких компаний спо­собствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель — содействии формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики» привлечению инвестиций и др.

Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объедине­ний».

В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Кирги­зией, Таджикистаном. Но действующие национальные норма­тивные документы часто «не стыкуются» между собой.

Отдельными решениями российского правительства одобре­но создание транснациональных ФПГ, например, «Российский авиационный консорциум», «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистриро­вана ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предпри­ятий из пяти государств СНГ и Латвии. Готово к подписанию соглашение между Россией и Казахстаном о мерах по созданию торгово-финансово-промышленной группы (ТФПГ) «Сокол», а также соглашение о создании подобных групп с Белоруссией, Узбекистаном и др. Активно реализуется программа создания ТФПГ в атомной энергетике, в которой участвуют Россия, Укра­ина, Казахстан. В части транснациональных металлургических компаний — между Украиной, Россией, Казахстаном.

Страницы: 1 2 3

Полезные статьи

Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Волго-Вятского ЭР.
Состав Волго-Вятского района: Нижегородская, Кировская области, Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская. Районы расположены в центре европейской ч ...

Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог м ...

Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы экономических районов.
Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г: Террит. (т.кв.км) в % к итогу Население Всего (тыс.ч) в % к и ...