Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики.
Одновременно внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций. В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты Федерации — республики, края, области, автономные образования, а также отдельные предприятия и компании.
Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях среди субъектов Российской Федерации лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также Московская и Мурманская области.
Включению России в мировые хозяйственные связи благоприятствует изменение политического климата на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР, а \
затем и его преемнику — Российской Федерации — жесткие, дискриминационные ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.
Наметившийся в последние годы значительный рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства, которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и разрушение
сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.
Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое положение России и на возможности развития внешнеэкономической деятельности. В России осталось девять морских пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский, Выборгский, Калининградский (единственная незамерзающая российская морская гавань на Балтике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-Петербург становится основным центром связи России с Европой, международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации осталось лишь два — Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта. Современная Россия имеет лишь два международных железнодорожных перехода из 25 в бывшем СССР — на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в Калининградской области (в Польшу).
Современное геополитическое положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.
Полезные статьи
Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития
транспорта.
Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).
К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой ...
Территориальная организация хозяйства
Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного района характеризуется большими диспропорциями. Высок удельный вес в промышленном про ...
Типы экологического мышления береговедов и берегопользователей
С использованием Q-методологии в социально-психологических исследованиях изучено экологическое мышление (мотивация, убеждения, представления) специа ...