География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Географические исследования береговой зоны дальневосточных морей

Страница 1

Берега Японского, Охотского и Берингова морей вследствие исключительного разнообразия природных условий активно изучаются во второй половине ХХ века. Первые крупномасштабные специальные работы были начаты сотрудниками Института океанологии АН СССР, позднее – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Наибольший вклад в познание природы морских побережий Дальнего Востока в 50-е – 70-е годы внесли В.И.Буданов, А.Т.Владимиров, В.П.Зенкович, А.С.Ионин, П.А.Кап­лин, О.К.Леонтьев, С.А.Лукьянова, В.И.Лымарев, В.С.Медведев, Л.Г.Никифоров, Ю.А.Павлидис, К.М.Петров, Ф.А.Щербаков и многие другие.

На Дальнем Востоке первая региональная группа береговиков была создана в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) В.И. Лымаревым при активной поддержке заведующего кафедрой геоморфологии МГУ профессора О.К.Леонтьева [2]. С образованием в 1964 году геофизического факультета и кафедры физической географии были начаты экспедиционные исследования морских берегов залива Петра Великого, острова Сахалин, полуостровов Камчатка и Чукотка. На Шантарских островах в 1966-1968 годах работала первая в ДВГУ комплексная экспедиция, в которой географы, гидробиологи, геоморфологи объединили усилия для изучения уникальных береговых ландшафтов и литорали. В конце 60-х годов были организованы две работающие по настоящее время экспедиции – Приморская и Сахалинская. Многолетние исследования в их составе проводили Е.И.Арчиков, П.Ф.Бровко, В.А.Мануйлов, Ю.А.Микишин, В.С.Петренко, В.Ф.Рыбаков.

В 1973 году создается Проблемная лаборатория по комплексному изучению и освоению ресурсов шельфа дальневосточных морей – ПЛШ (научные руководители в разные годы: доцент Г.М.Томилов, профессора Е.В.Краснов и Б.В.Поярков), которая в 1991 году преобразуется в Береговой исследовательский центр (БИЦ) Дальневосточного государственного университета. Береговые исследования в ПЛШ и БИЦ проводились в соответствии с программными разработками В.И.Лымарева [10-12], основанными на ландшафтно-зональном подходе. Сторонниками широкого географического направления в изучении морских побережий и шельфа были также О.К.Леонтьев [9] и К.М.Петров [14]. Комплексный характер береговых исследований находит отражение в тематике научных работ: «Методология и принципы рационального природопользования на шельфе», «Оценка физико-географических и экологических факторов обитания морских организмов в заливе Петра Великого», «Гео­морфология, литология и ресурсы лагун Сахалина», «Математи­ческое моделирование течений на шельфе», «Исследование форми­рования и эволюции риасового побережья Приморья» и др.

Основные научные достижения Проблемной лаборатории шельфа и Берегового Центра за последние три десятка лет могут быть представлены по следующим блокам.

Геоморфологические и морфодинамические исследования:

изучена морфология и динамика берегов Берингова (Ана­дырский залив, бухта Угольная), Охотского (заливы Анива, Терпе­ния, Сахалинский и Тугурский, Шантарские о-ва, Охотский, Усть-Большерецский, Одоптинский, Набильский береговые участки), Японского (заливы Петра Великого, Александровский, Ольги и Аме­рика, бухта Врангеля, Холмский, Красногорский, Терпенский участ­ки) морей, Курильских островов, Тихоокеанского побережья Кам­чатки (Кроноцкий залив, Шипунский п-ов) [16];

проведено геоморфологическое районирование берегов и шель­фа (провинции, области, районы, участки) с выявлением зональных и азональных факторов, региональных и локальных особенностей рельефа и берегоформирующих процессов;

на основе широкого применения комплекса современных методов получены новые данные по эволюции побережий Охотского и Японского морей в голоцене, разработан прогноз развития лагунных и риасовых берегов в условиях повышения уровня океана [4];

выполнен инженерно-геоморфлогический анализ побережья Приморья (юг), Сахалина (северо-восток) и Чукотки (юго-восток) с оценкой техногенного воздействия на береговую зону, исследована морфодинамика берегов в районах активных разработок подводных и пляжевых месторождений строительных материалов (заливы Амурский, Мордвинова, Уркт) [6].

Литологические и литодинамические исследования:

исследована литодинамика охотоморского шельфа Сахалина до глубины 300-600 м на общей площади 92 тыс. км2. На основе анализа 1600 донных проб и 190 эхолотных профилей создана серия литологических карт и схем литодинамических режимов масштабов 1: 100 000 – 1:1 000 000;

изучены донные осадки (3400 проб) на мелководном шельфе Южного и Восточного Приморья, составлено 28 литологических карт разных масштабов;

исследованы гранулометрический и вещественный состав осадков озер, лагун, эстуариев (Приморье, Нижнее Приамурье, Сахалин) для анализа литодинамических и палеогеографических ситуаций на побережье [13];

Страницы: 1 2 3

Полезные статьи

Роль тнк в международном движении капитала: прюсы и минусы
Быстрый рост прямых частных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появл ...

Проблемы и перспективы развития транспорта России
В настоящее время транспортно-дорожный комплекс России переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к нов ...

Развитие и размещение железнодорожного транспорта.
Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте ...