География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Природопользование и задачи берегозащиты на Калининградском морском побережье

Страница 5

Начиная с конца XIX века строились искусственные берегозащитные сооружения – продольные (стенки, опояски, бермы) и поперечные (буны). На Калининградском побережье Балтийского моря было возведено 223 буны разной конструкции (деревянные, свайные однорядные, двух- и трехрядные с каменным заполнителем, а также металлические) и 16 стенок и опоясок. Общая протяженность этих сооружений составляет 31,5 км.

Наиболее распространенным берегозащитным сооружением на Калининградском побережье Балтийского моря являются буны, задачей которых является накопление пляжа. Они построены на участках берега, подверженных наиболее интенсивной абразии (пос. Лесное – г. Светлогорск, с восточной стороны порта Пионерский, пансионат Прибой – г. Зеленоградск – 9-й км Куршской косы). Ими покрыт берег на протяжении почти 23 км. Анализ работы бун показал практически полную их неэффективность, основной причиной которой является все тот же дефицит песчаных наносов в береговой зоне северного побережья Калининградской области. Исключение составляет группа бун, расположенных восточнее порта Пионерский и поселка Прибой, поскольку они находятся в "волновой тени" соседних мысов и молов порта. Негативной стороной является то, что буны вызывают интенсивный подветренный (низовой) размыв, что приводит к образованию бухт разлива. Такие бухты сформировались восточнее порта Пионерский, в центральной части Светлогорской бухты, в пос. Лесное на Куршской косе. Буны нарушают естественный ландшафт морского побережья, и с современных эстетических позиций их строительство вряд ли целесообразно [4].

На Калининградском морском побережье были построены стенки, состоящие из сплошных монолитных блоков (на м. Таран, у пос. Лесное, в городах Светлогорске, Пионерском, Зеленоградске), а также противооползневые бетонные опояски (в пос. Отрадном, в Светлогорске, Зеленоградске). Волноотбойные стенки и опояски прекратили абразию закрепленных участков берега и стабилизировали оползни, но вместе с тем активизировали размыв пляжей перед ними. В результате волноотбойного эффекта полностью исчезли пляжи у стенок, построенных на м. Таран, у пос. Лесное, в г. Зеленоградске.

В южной части Куршской косы (1-й, 2-й км), в пос. Лесном (11-й км косы) на участках размыва авандюны были построены волногасящие, проницаемые для воды конструкции, состоящие из ячеистых берм разных модификаций: в виде тетраподного ряда с отсыпкой камня в присклоновой пазухе или в виде волногасящих модулей – горизонтальных железобетонных балок с нанизанными на них утилизированными автопокрышками и т.п. [4]. Такие волногасящие конструкции вызывают накопление песка в самом сооружении и на пляже перед ними. В результате происходит восстановление пляжей шириной до 30-50 м и нарастание авандюны. Так, сильнейшим штормом 1983 г. в южной части Куршской косы была полностью размыта авандюна на участке протяженностью 800 м. Для ликвидации последствий стихии был построен комплекс волногасящих сооружений, который спустя 10 лет после постройки невозможно было обнаружить. В тыльной части пляжа над ними сформировалась мощная авандюна высотой 5,5 м и шириной до 30-40 м. Ее наращивание активизировалось путем строительства пескоудерживающих клеток, где затем был проведен посев песчаных злаков и посадки ивняка [4].

Однако в период действия экстремальных штормов эти кострукции отмываются волнами от песка и вскрываются. Негативной стороной таких конструкций является то, что в качестве строительного материала используют бывшие в употреблении автомобильные покрышки, которые пока не занесены песком (это происходит в течение двух и более лет в зависимости от высоты сооружения) и в летние жаркие дни издают запах резины, создают неудобства для отдыхающих и мало привлекательны в экологическом и эстетическом отношении. Поэтому необходим поиск новых строительных материалов для волногасящих конструкций. К тому же строительство берегозащитных сооружений у основания береговых уступов и авандюн, защищая берег, увеличивает объем дефицита песчаных наносов в береговой зоне Калининградского побережья. Они перекрывают источники питания, отсекая разрушаемые береговые уступы и размываемые авандюны от моря. Поэтому строительство продольных берегозащитных сооружений должно ограничиваться участками аварийной (срочной) защиты берега [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезные статьи

Государственно–политический строй
Мадагаскар В XV-XVIII вв. на территории Мадагаскара существовали разрозненные королевства. Процесс их объединения, завершившийся в XIX в., проходил ...

Миграция – характерная особенность международных экономических отношиний.
Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существует в двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран в раз ...

Население
Население Португалии в национальном отношении исключительно однородно, 99,7% его составляют португальцы. Государственный язык страны португальский, ...