География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Перспективы нефтедобычи

Страница 1

Мы привыкли к утверждению, что в прибрежной Балтике нефти должно быть больше, чем на суше. Мысль эта основывается на том, что шельфы, как правило, отделены от открытого моря сбросами, за которыми располагается опущенная область. В зоне свала глубин мощность осадочной толщи возрастает. Это явление мы наблюдаем практически повсеместно. Так, в Мексиканском заливе мощность осадков до 17,0 км, причем 12,0 км из них – дельтовые песчано-глинистые фации; в Карибском и Северном морях – около 10,0 км, а в Каспийском – более 20,0 км и т.д.; запасы же нефти в одинаковых объемах пород, развитых на шельфе и на суше, одни и те же [10]. Но Балтика – море шельфовое, и мощности осадочной толщи в его прибрежной зоне соизмеримы с таковыми на суше: в скв. Д1-6 – 2356,0 м, С1-9 – 2719,0 и Рыбачинская-1 – 2402,0 м, Ягодная-1 – 2956,0 м.

Кроме того, в таких структурах, как синеклиза, хотя линии максимальных мощностей свит в целом смещаются в сторону нефтеперспективных территорий, в частности же чем древнее осадки, тем дальше по направлению от максимальных мощностей располагаются оси наблюдаемых в настоящее время прогибов. Не зоны максимальных мощностей, а именно осевые части прогибов были зонами нефтенакопления, и в них могли сохраниться промышленные залежи нефти и газа. Максимальные мощности и погружение гарантируют лишь лучшую сохранность толщ при восходящих тектонических движениях, но никак не их нефтегазоносность. Так, структура Д-6 располагается не в центральной части вала, а в зоне перехода вала в прогиб.

С позиции тектоники плит особое место в образовании и накоплении нефти отводится рифтовым зонам (в т.ч. и пассивным окраинам материков) и зонам субдукции, где вероятен сильный прогрев (до 145-175оС) мощной обогащенной органикой осадочной толщи. Например, цепочкой нефтепродуктивных поднятий промаркирована зона погружения Южно-Каспийской плиты под Туранско-Скифскую [5, 11]. Регионально нефтеносны и палеозоны субдукции, которые в современной структуре земной коры выражены передовыми прогибами. В областях сопряжения прогибов и склонов платформ располагаются уникальные нефтегазоносные бассейны (Персидский залив, лагуна Маракайбо и др.). С перечисленными тектоническими зонами связано до 80% мировых запасов нефти и газа [6, 2].

Во впадине Балтийского моря рифтогенез мог проявиться только начиная с позднего альва. С палеоценом-средним эоценом связывают образование Датско-Польского авлакогена и Польско-Литовской впадины, которые в это время были заливом Северного моря. С североморским рифтогенезом соотносят и формирование рифта вдоль линиамента Тейсейра-Торнквиста (линия Т-Т), разделяющего Восточно-Европейскую и Средне-Европейскую платформы, где мощности осадочной толщи значительно возрастают. Идея же о погребенном под палеозойскими отложениями субмеридиональном рифтовом гребне, подобном североморскому, в Балтике пока не подтверждается. Докембрийские, палеозойские и мезозойские разломы впадину Балтийского моря не контролируют, а осложняют [9]. Отсюда отнюдь не обнадеживающий прогноз на решение проблемы нефтедобычи за счет освоения Кравцовского месторождения. К тому же при самой прогрессивной организации работ с учетом требований международного и российского природоохранного законодательства морская нефть обходится примерно в три раза дороже нефти, добытой на суше. Ситуация с нефтедобычей на суше на сегодня достаточно тревожна. Кембрийский коллектор, обеспечивающий Калининградский нефтегазоносный регион, сложен для эксплуатации. Коэффициент извлечения нефти из пласта не превышает 30%, т.е. до 70,0% и более нефти остается недобытой. Давление и дебиты на месторождениях быстро падают, а начальные извлекаемые запасы не подтверждаются. Из 246 действующих скважин в фонтанной эксплуатации числится только 15,0%. Нетрудно сосчитать, что при годовой добыче 750,0 тыс. т на одну скважину приходится 3,1 тыс. т нефти в год, или 8,5 т/сутки. Если вспомнить, что начальные дебиты на Калининградских месторождениях достигали 150-260 т/сутки, мы вправе свидетельствовать общее истощение кембрийского нефтяного пласта.

Охрана недр и ресурсосбережение такого ценного энергетического сырья, как нефть, требует такой системы разработки, которая обеспечивала бы минимальные издержки на единицу добываемой нефти при более полном использовании промышленных запасов. В этой системе ведущими должны быть мероприятия по извлечению нефти из пласта, в т.ч.: а) улучшающие коллекторские свойства (термическая соляно-кислотная обработка, гидроразрыв с пескованием и т.д.); б) поддерживающие пластовое давление (внутри- и законтурное заводнение, спроектированное на основе знания пластовой водонапорной системы и исключающее возможность обводнения нефтяного пласта подстилающими водами). Увеличение нефтеотдачи до 40-50%, что по современным технологиям вполне реально, удвоит добычу. Этот резерв способен дать экономический эффект ничуть не меньший, чем освоение Кравцовского месторождения.

Страницы: 1 2

Полезные статьи

Развитие и размещение различных видов транспорта
Железнодорожный транспорт Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной терр ...

Финансирование приоритетных областей развития
В Японии использовался специальный финансовый механизм для оказания влияния на ход экономического развития. Финансовая активность правительства побу ...

Элементы земного магнетизма
Напряженность магнитного поля Земли в каждой точке земной поверхности полностью определяется вектором Т и его составляющими по осям прямоугольной си ...