Разделы
Угольная промышленность России
Северо-западный экономический регион
Роль Эмиратов в мировой экономике
Развитие и размещения железнодорожного транспорта
Геологическая карта
Тектоническое районирование мира
Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.
Рельеф Азии
В рельефе Аравии и полуостровной Индии обнаруживаются, наряду с чертами сходства, существенные различия, которые предопределены своеобразной историей развития этих крупных регионов Азии. Начиная с мезозоя на полуострове Индостан, располагающемся в сфере действия индийских муссонов, видимо, никогда не существовали такие аридные условия, как в Аравии, поэтому в рельефе его поверхности отчетливо выражены эрозионные формы. В Аравии активная деятельность водных потоков ослабевала по мере развития сухости климата, которая становилась все ощутимее с мезозоя, и особенно с конца палеогена. Для Аравийского полуострова характерен общий наклон поверхности с запада на восток, обусловленный резким поднятием его западного края. Его западные части, а также побережье Красного моря имеют резкий сбросовый рельеф. Амплитуды высот особенно значительны в поясе горстов и грабенов горного запада, где массивы высотой, то 3000 м соседствуют с котловинами, днища которых лежат ниже уровня океана (котловина Мертвого моря, например, располагается на высоте 748 м). Поднятие западного края обусловило моноклинальное (с наклоном на восток) залегание осадочных пластов платформы, а деятельность водных потоков, еще активных в период, последовавший за поднятием, привела к образованию куэст в пластах мезозойских и палеогеновых морских отложений. Однако эрозионные формы не имеют широкого развития. Большую часть полуострова занимают песчаные пустыни с характерными для них дюнами и грядами. В западной части полуострова распространены вулканические формы рельефа, возникшие в неогене. Они тянутся полосой различной ширины от Баб-эль-Мандебского пролива вдоль Красного моря до южной части Сирийской полупустыни. В Йемене лавовыми излияниями создано плато, которое расчленено на западе и юге короткими, но глубокими долинами рек. К северу от Йемена, в горных районах Асира и Хиджаса, на линиях разломов, тянущихся параллельно сбросовой котловине Красного моря, залива Акаба и Мертвого моря, располагаются конусы невысоких вулканов (до 100-200 м высоты). Вся эта полоса излияний заканчивается в юго-западной части Сирийской полупустыни вулканами горной группы Джебель-Друз. На северо-востоке плато граничит с Месопотамской низменностью, расположенной в области современного предгорного прогиба перед горами Загрос, На северо-западе оно обрамлено средневысотными складчатыми горами Ливана и Антиливана. Особенности рельефа последних связаны уже с развитием геосинклинальной зоны Альпийско-Гималайского пояса. Полуостровная Индия преимущественно плоскогорная страна, с сильно размытой реками поверхностью.
Широкие речные долины пересекают полуостров с запада на восток соответственно преобладающему наклону поверхности. Даже там, где неровный фундамент платформы перекрыт трапповыми излияниями, некогда единая поверхность в процессе размывания и поднятия получила ярусное строение. Повсюду высятся останцовые массивы с обрывистыми склонами, плоскими вершинами, а местами и с узкими гребнями. В центральных частях и на востоке Декана, где повсеместно на дневную поверхность выходят метаморфические и кристаллические породы, рельеф имеет характер то плоских, мягковолнистых, то более расчлененных поверхностей пенеплена. Этим двум наиболее характерным типам рельефа ступенчатому на траппах и волнистому пенеплену на кристаллических породах цоколя, противостоит рельеф периферических частей плоскогорья, где глыбовые перемещения отличались наибольшей активностью. Так, Западные и Восточные Гхаты представляют собою косопоставленные глыбы с крутыми, местами обрывистыми склонами в сторону океана и пологими во внутренние части плоскогорья. Западные Гхаты со стороны моря имеют вид единого хребта. Вершины их одновысотны, а линейное простирание придает всей системе морфологическое однообразие. В более низких Восточных Гхатах массивы разделены менее глубокими речными долинами, и вся система не отличается единством простирания. Сбросовое происхождение окраинных поднятий Индостана подчеркивается прямолинейностью берегов полуострова, Малабарекого на западе и Коромандельского на востоке. Аравийский и Индостанский полуострова на севере и северо-востоке граничат с вытянутыми параллельно горным хребтам низменностями Месопотамской и Индо-Гангской. Они занимают глубокие предгорные прогибы, выполненные толщей аллювиальных наносов. В восточной части Предгималайского прогиба их мощность достигает 8-9 км. За исключением горстового поднятия в восточной части Индо-Гангской низменности- плато Шиллонг и небольших выходов в системе Аравалли возле Дели и в других местах, коренные (породы нигде не выходят на поверхность); это обстоятельство определяет исключительную равнинность рельефа. Наибольшие неровности создают здесь ряды аккумулятивных речных террас, местами размытых боковыми притоками рек. Эрозионный рельеф наиболее характерен для водораздела Инда и Ганга. Рельеф Передне-Азиатских и Тибетского нагорий образовался в результате многофазного развития территории в единой Альпийско-Гималайской геосинклинальной зоне Тетиса. Дуги альпийских хребтов образуют как бы широкие овалы, обрамляющие древние ядра срединные части нагорий. Мало-Азиатское нагорье окаймляют Понтийские и Таврские горы; Иранское горы Загрос, Мекранские, Туркмено-Хорасанские и Гиндукуш; Тибетское Гималаи, Каракорум, Сычуаньские Альпы и другие.
Полезные статьи
Экономико-географические методы сравнения
региональных уровней развития сервиса
Проблема разработки экономико-географических методов оценки уровней развития сферы обслуживания в экономических районах разного ранга имеет важное ...
США\Политика
Существенной чертой политического строя США является сложившаяся к середине XIX века двухпартийная система, при которой у власти попеременно находя ...
Структура единой транспортной системы и место в ней железнодорожного транспорта
по территории страны.
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный ...