География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Рельеф Азии

Страница 3

Происхождение этих альпийских дуг и заключенных между ними более древних пониженных участков В. В. Белоусов объясняет как результат сочленения отдельных овальных звеньев, испытавших до некоторой степени самостоятельное развитие. Места смыкания соседних овалов отмечаются сжатием горных поясов, увеличением высоты гор и местами вулканической деятельностью ( Армянское нагорье ). К числу наиболее высоких хребтов и нагорий относятся горы Гиндукуш, достигающие 5000 м высоты, и, особенно, Памир, ряд вершин которого превышает 7000 м. Краевые горные цепи, вследствие их высоты и положения, увлажняются значительно обильнее внутренних частей нагорий, чем и объясняется их интенсивное эрозионное расчленение, В отличие от краевых дуг, внутренние части нагорий имеют сухой климат и предоставлены интенсивному физическому выветриванию. Продукты разрушения гор нe выносятся за пределы нагорий. Они постепенно заполняют межгорные долины и котловины. Многие из котловин прошли сложную эволюцию: здесь отчетливо выражены признаки более влажных эпох, когда они представляли собой озерные ванны. Следы высокого стояния вод запечатлелись в нескольких ярусах террас, образующих широкие концентрические окружности. Любопытной особенностью морфометрии нагорий является повышение их с запада на восток. Средняя высота Мало-Азиатского нагорья равна 600-800 м, а краевых гор 1500-2000 м. (Таврские на юге и Понтийские на севере), Иранского нагорья 800-1000 м, а его краевых гор (Эльбурс, Загрос, Гиндукуш и другие) около 2500 м, Тибетского нагорья- 4500-4600 м, краевых же гор около 5000-6000 м (Гималаи, Куньлунь). В отличие от Передне-Азиатских нагорий, Тибетское выделяется не только своей грандиозной средней высотой, но и наличием многочисленных параллельных горных хребтов во внутренней части нагорья. Эти внутренние хребты как бы громоздятся на общем высоком основании нагорья, на его цоколе. В западной и центральной части нагорья относительные высоты хребтов невелики (300-500 м и до 1000 м). В восточной: его половине, где хорошо развита сеть рек, имеющих выход в Тихий и Индийский океаны, они достигают 2000-3000 м. От охарактеризованных выше районов существенно отличается Армянское нагорье, формы рельефа которого во многом обязаны интенсивной вулканической деятельности, проявившейся совсем недавно в. третичное и особенно четвертичное время. В основании нагорья залегает складчатая структура, с отчетливым простиранием хребтов по широте. Лавы, излившиеся из многочисленных кратеров, перекрыли древний рельеф нагорья и, облегая структурные неровности фундамента, создали вместе с глыбовыми перемещениями, благодаря чему современный рельеф приобрел характер мелкоячеистого или котловинного.

В грандиозном азиатском поясе гор особенно выделяется центральная часть с наиболее высокими хребтами Гиндукушем, Каракорумом, Гималаями и горами западной части Бирмы ( Аракап-Йома, Паткай ). Наиболее замечательны здесь Гималаи, представляющие собой горную дугу протяженностью около 2,4 тыс. км и шириной до 300-350 км. Многие вершины Гималаев поднимаются до 7000-8000 м и более, а гора Джомолунгма (Чомолунгма), достигающая 8848 м, является самой высокой вершиной на земном шаре. Большая высота и обилие осадков, выпадающих на их склонах, обусловили обширное оледенение и интенсивное развитие эрозионных процессов, которые привели к образованию самых глубоких на поверхности Земли долин (до 4000-5000 м глубиной). Четвертичное оледенение, оставившее яркие следы в виде грандиозных цирков и трогов, конечных и боковых морен и других форм было здесь еще более значительным, нежели современное. Большой высотой Гималаи обязаны молодым движениям земной коры, имеющим сводовый характер. Полоса максимального поднятия совпадает с главными хребтами Гималаев Большими Гималаями. Хребты, лежащие к югу от них, находятся в периферическом поясе, не испытавшем таких интенсивных движений. С этим связана своеобразная рельефа, заключающаяся в последовательной смене более низких хребтов предгорной зоны Сивалика на юге более высокими хребтами Малых, а затем и Больших Гималаев. В связи с трудной доступностью, хребты высокогорного пояса Азии еще недостаточно исследованы и обжиты лишь в наиболее низких участках продольных долин. В Гималаях населенные пункты и оазисы земледелия сосредоточены в расширениях речных долин, бывших, как предполагают, днищами ныне спущенных озер. К северу от Тибета, в Центральной Азии, преобладают высокие равнины, окруженные горами. Эти равнины, занятые пустынями Такла-Макан, Алашань, полупустынями и степями Гоби и плато Ордоса представляют в рельефе либо идеально плоские поверхности песчаных пустынь, либо мелкосопочники, либо низкогорья. В восточной части они окаймлены хребтами Большой Ханган, Хангай, Хэнтэй и другими. Самые высокие из них достигают всего 2500-2700 м над уровнем моря, а их преобладающие средние высоты 1500-1800 м (до 2000 м). Небольшая высота восточных краевых гор объясняется древностью их геологического строения и отсутствием интенсивных молодых движений земной коры в этой части Азии. Напротив, с западной стороны равнины окаймлены высокими горными хребтами, среди которых особенно значительной высотой выделяются Куньлунь и Тянь-Шань. Эти горные сооружения, как и большая часть, Собственно Центральной Азии, имеют герцинскую структуру, но в формировании их современного рельефа гораздо большую роль, чем герцинская складчатость, сыграли движения земной коры в третичном и четвертичном времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезные статьи

Структура машиностроения.
Машиностроение – одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда – м ...

Водный транспорт.
Морской флот. На сегодняшний день суда морского флота России сильно изношены. Средний возраст более чем 350 из них превысил 19 лет. Средний же воз ...

Транспорт
Развитие транспортной системы Карелии обусловлено ее транзитным положением по отношению к Санкт-Петербургскому и Мурманскому портам, прохождением по ...