География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Размещение транспорта по экономическим районам.

Страница 2

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).[114]

Се­верный экономический район.

Се­верный экономический район обладает выгодным географическим положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, Печорскому; имеет незамерзающий порт — Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со странами мира. Поэтому транспортная система Се­верного экономического района включает все виды современ­ного транспорта.[115]

Основные перевозки осуществляются тремя видами транс­порта: железнодорожным, морским и речным. На их долю при­ходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.[116]

Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района — линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает реги­он со всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.[117]

Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. Внутренними естественными путями через систему ка­налов осуществляется перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля), леса, руды, машин, строительных ма­териалов.[118]

Приморское положение Северного района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Аркти­ческого побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск дос­тавляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск — Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.[119]

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский — Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало га­зопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Си­бири проложены по территории Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезные статьи

Общая характеристика транспортного комплекса области
Транспорт области представляет собой большой и сложный комплекс железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных магистралей, железнодорожных стан ...

Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства.
Различать отрасли экономики (в старых учебниках - н/х) и отрасли промышленности. Численность и структура занятого населения по отраслям экономики: ...

Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии
Для современного этапа развития географической нау­ки наиболее характерна социологизация исследований, направленная на устранение отмеченного еще Н. ...