География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Размещение транспорта по экономическим районам.

Страница 4

Наиболее тесные связи Волго-Вятский ре­гион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским региона­ми России.

Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными при­токами (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С ре­ки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других ре­гионов европейской части. С железной дороги на водную магист­раль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования.[126]

Во внутренних грузоперевозках региона широко использует­ся автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний Новгород. Однако их протя­женность явно недостаточна, особен­но в сельской местности, что сдерживает развитие внутрирегио­нальных перевозок.[127]

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.[128]

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо (сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов, пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили, бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.[129]

Центрально-Черноземный экономический район.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта — железно­дорожный и автомобильный; в районе также получили разви­тие речной, трубопроводный и авиационный виды.[130]

Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном направлении — железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва — Донбасс; Москва — Курск — Харьков. В восточном направлении: Саратов — Тамбов — Мичуринск; Воронеж — Курск — Киев; Валуйки — Минск и другие.

Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайоннные перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва — Тамбов.[131]

Через рай­он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная ру­да, черные металлы, минерально-строительное сырье). По­этому пропускная способность отдельных линий уже недос­таточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необхо­димо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономи­ческие связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вы­возятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и техно­логических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удоб­рения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.[132]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезные статьи

Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Волго-Вятского ЭР.
Волго - Вятский район - крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отрасли рыночной специализации: машиностроение и ...

Производство - без нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности
Как уже отмечалось ранее, резкий скачок производства в отраслях, не связанных с добычей и переработкой нефти, неразрывно связан со строительным бумо ...

История
Мадагаскар Мадагаскар был заселен племенами малайско-индийского происхождения в начале I в. Потомки этих племен и сейчас составляют большую часть н ...