География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Размещение транспорта по экономическим районам.

Страница 5

Северо-Кавказский экономический район.

Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.[133]

Ведущая роль в межрайон­ных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодо­рожному транспорту. Главными железнодорожными магистра­лями являются Северо-Кавказская: Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград — Сальск — Краснодар — Но­вороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят ли­нии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасы­щение поездами (например, Ростов — Армавир; Армавир — Ту­апсе; Кропоткин — Краснодар — Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с запад­ными и особенно с восточными районами России.[134] Следует также отметить дорогу Астрахань — Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.[135]

Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомо­бильный транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспе­чивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Реч­ное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.[136]

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль нефте­провода Махачкала — Грозный — Туапсе. Сейчас решается вопрос о надёжности этого транспорта.[137]

По балансу производимой и потребляемой продукции Северо-Кавказский экономический район имеет положительное сальдо, т. е. размеры производства товарной продукции пре­вышают потребление. В межрайонном обмене Северный Кав­каз выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехи­мии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные продук­ты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды мине­ральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, авто­мобили, тракторы, а в последнее время нефть.[138]

В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139]

Поволжский экономический район.

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракто­ры, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес, минеральные удоб­рения, машины и оборудование, продукцию легкой промыш­ленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важней­шую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересе­кают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железно­дорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридио­нальная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань — Гурьев и др. Велика роль Волги как транс­портного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Ев­ропы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.[140]

Уральский экономический район.

Транспорт играет огром­ную роль в функционировании хозяйственного комплекса Ура­ла. Это объясняется, с одной стороны, активным участием рай­она в территориальном разделении труда, а с другой — высо­ким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).[141]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезные статьи

Индо-Гангская равнина
Строго говоря, имеются две низменные равнины равнина Инда и равнина Ганга, разделенные в районе Дели северным продолжением хребта Аравалли. Обе равн ...

Население и трудовые ресурсы.
Заселенность территории района Численность населения Северо-Западного района составляет 7722 тыс. чел. Средняя плотность население колеблется от 75 ...

Калининград и регионы
Общие сведения об области. Политическая карта Европы изменилась после Второй мировой войны, и бывшая столица Восточной Пруссии город Кенигсберг ста ...