География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Расширение сотрудничества стран Балтийского региона

Страница 3

Аналогично обстояло дело с проектом еврорегиона “Неман”. В его реализации первоначально предполагалось участие российской стороны (Калининградской области). Пока этого не произошло, хотя сейчас этот вопрос вновь рассматривается. Успешнее развертывается создание еврорегиона “Балтика” с участием прибрежных территорий Польши, Швеции, Дании, Литвы и Латвии, а также Калининградской области (в том числе Балтийска и Калининграда).

Географическое положение Калининградской области таково, что в большинстве проектов, касающихся пространственного планирования региона Балтийского моря, она очевидным образом должна участвовать. Однако следует иметь в виду, что позиции соседних стран Прибалтики таковы, что они не всегда поддерживают участие области в подобных проектах (хотя в последнее время наметились позитивные сдвиги). И если не проявлять надлежащей активности, то, при всей целесообразности включения в них Калининграда, проект реализуется без него и соответственно без российской стороны вообще.

Проблема интеграции РФ с другими странами Балтийского региона имеет ряд сложных политических аспектов. Главный из них – вопрос о продвижении НАТО на восток. Вхождение в эту военно-политическую организацию Польши оценивается в Москве крайне негативно. Однако еще более жесткую реакцию вызывает обсуждение возможностей включения в состав НАТО Прибалтийских республик.

Наоборот, к возможному вхождению России в ЕС сейчас относятся скептически прежде всего на Западе. Если раньше (см., например: Zanker А.,1995) этот вопрос ставился в практическую плоскость, то в настоящее время об этом говорится в лучшем случае лишь как об очень отдаленной возможности. В. Черномырдин поднимал перед западноевропейскими партнерами вопрос о вхождении России в ЕС, но безуспешно. После этого в России данная проблема практически перестала дискутироваться. У.Кивикари (1995) считает, что именно Российская Федерация не заинтересована во вхождении в ЕС и в вопросах балтийской интеграции предпочла бы иметь дело не с Евросоюзом, а с конкретными странами. Но одновременно он считает, что и другие страны региона предпочли бы относительно самостоятельно решать свои региональные проблемы, то есть он является сторонником балтийской интеграции как относительно самостоятельного процесса в рамках общеевропейских партнерских отношений, отмечая, что балтийская политика ЕС должна определяться самими балтийскими государствами.

Применительно к Калининградской области позиция западных партнеров несколько иная, чем к РФ в целом. Не рассматривая крайнюю точку зрения об отрыве области от России как неконструктивную и не имеющую никаких перспектив, обратим внимание на идею ее ассоциации с ЕС при сохранении нынешнего статуса субъекта РФ. G.Gornig, в частности, предлагает как вариант экономическое вхождение области в ЕС на основе ассоциации, с заключением специального соглашения РФ с Евросоюзом, как первый этап постепенного вхождения в него России начиная с наиболее подготовленных к этому регионов. Вопрос об ассоциации, о кооперации с ЕС рассматривается позитивно региональными органами власти и декларирован уже и в администрации области, и в областной Думе.

Наличие основ для той или иной степени кооперации не вызывает сомнения – она уже осуществляется хотя бы в рамках внешнеторгового обмена, не говоря уже о других развивающихся формах сотрудничества – таких, как совместные научные, экологические, образовательные проекты. Способствует интеграционным процессам механизм ОЭЗ. Вопрос в том, насколько тесной будет эта кооперация в будущем, сможет ли область одновременно находиться и в российском, и в западноевропейском (ЕС) экономическом пространстве? Этот вопрос еще не проработан в научном плане, не говоря уже о расчетах экономической эффективности для России различных вариантов ассоциации области со странами Балтийского региона, ЕС и пр.

Одним из факторов экономической интеграции европейских стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как ЕС, так и Российской Федерацией и всеми другими странами региона. Делаются попытки перейти в рамках еврорегионов от двустороннего к многостороннему сотрудничеству. Зоны таких экономических контактов отражает рис. 16.

Российская Федерация в советский период тесно сотрудничала с прилегающими территориями на всех своих границах с прежними союзными республиками, поскольку они входили в состав единого с РФ государства. Сейчас связи разрушены и приходится говорить об их налаживании. Некоторый прогресс здесь есть только в отношениях с Литвой.

Приграничное сотрудничество на советско-финской (теперь российско-финской) границе, получившее определенное развитие уже в советское время прежде всего на Карельском перешейке, и сейчас успешно развивается.

Приграничные связи Калининградской области с соседними воеводствами Польши в советский период, несмотря на развивавшуюся экономическую интеграцию социалистических стран, не получили развития в силу внешней закрытости Калининградской области. В настоящее время они развиваются прежде всего в сфере торговли, хотя имеются и определенные производственные связи по переработке продукции сельского хозяйства.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи

Инверэри.
Еще одним из известных городов, славящихся своим гостеприимством и сервисом, является Инверэри. Этот город, лучше сказать, городок находится на запа ...

Внешнеэкономическая деятельность.
Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и ...

Трубопроводный транспорт
Первый магистральный трубопровод на территории Российской империи был еще построен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку – Батуми протяженностью 853 ...