География как система наук

Разделы

Угольная промышленность России

Тяжелое машиностроение

Теневая экономика мира

Северо-западный экономический регион

Роль Эмиратов в мировой экономике

Развитие и размещения железнодорожного транспорта

Миграция рабочей силы

География как система наук

Геологическая карта
Тектоническое районирование мира

Геологическая карта

Геоморфологические карты показывают основные типы рельефа и его отдельные элементы с учетом их происхождения и возраста.

Значение внешнеэкономических связей для экономики России

Страница 3

Цены на мясо в течение большей части 1999 г. были бо­лее низкими, чем в конце 1998 г., и лишь в декабре 1999 г. поднялись, составив 109 % к уровню годовой давности. На 3 % подорожал чай, на 6 - пшеница, на 50 % - мясо птицы.

Экспорт сырой нефти в 1999г. (134,5 млн. тонн на сумму 14,1 млрд. дол.) сократился на 2 % по физическому объему, но вырос на 37,4 % в стоимостном измерении. В какой-то степени рост экспорта сдерживался обязательствами Рос­сии по участию в скоординированном сокращении поста­вок нефти на мировой рынок, решение о котором было принято странами ОПЕК совместно с независимыми про­изводителями энергоресурсов 23 марта 1999 г. в Гааге. Ска­зались и административные ограничения, введенные во втором полугодии 1999 г. Правительством РФ в связи с воз­никновением дефицита нефтепродуктов на отечественном рынке. Но в общем объем экспорта российской нефти оста­ется весьма далеким от размеров, которых он достигал до начала экономических реформ. Добыча нефти сократилась более чем на 40 % в 1990-1995 гг. и с тех пор находится примерно на одном уровне, экспорт нефти с середины 90-х годов чуть подрос, но до этого - с 1990 г. - он сократился на 35 %.

Как по физическому объему, так и по стоимости умень­шился (соответственно на 32 и 33 %) экспорт автомо­бильного бензина, нехватка которого в стране привела в середине 1999г. к так называемому «бензиновому кри­зису». На 8 % сократился объем экспортных поставок ди­зельного топлива, но их стоимость увеличилась на 11 %. Экспорт мазута возрос как по объему (на 3 %), так и по стоимости (на 36 %). /9, c. 6/.

Примерно таковы же и масштабы изменений, которые произошли в экспорте этих товаров в страны дальнего за­рубежья. А вот поставки сырой нефти в страны СНГ сокра­тились и в натуральных показателях (на 3 %), и по стоимости (на 14 %). С оплатой этих поставок все время возникают проблемы - при том что среднегодовая цена нефти при экспорте в эти страны остается более низкой, чем при экспорте в прочие государства (в 1999 г. 68 дол. за тонну против 111 дол.). По нефтепродуктам такой большой разницы в ценах при поставках в страны той и другой ка­тегории не наблюдалось (автомобильный бензин продавал­ся в страны СНГ даже дороже, чем в дальнее зарубежье), и, возможно, поэтому экспорт всех трех основных нефте­продуктов в страны Содружества по физическому объему возрос: бензина - на 30 %, дизельного топлива - на 24, ма­зута - на 21 %.

Экспорт природного газа (205 млрд. куб. м стоимостью около 11 млрд. дол.) увеличился всего на 1 %. Перспективы расширения этой статьи экспорта связаны с планами осу­ществления проекта «Голубой поток», имеющего целью уве­личить поставки в Турцию. Большой потенциал спроса на газ существует в странах СНГ, но их платежеспособ­ность очень низкая. Правда, в ряде районов и самой Рос­сии в 1999г. ощущалась нехватка газа. Вообще, для расширения производства и сбыта энергоносителей, потреб­ность в которых должна возрасти в условиях возобновившегося роста экономики, фактически требуются не только новые рынки, но и серьезные инвестиции в развитие про­изводственно-технической базы, запущенной в последние годы. Это касается и угля, экспорт которого в 1999 г. возрос в натуральных показателях на 15 %. /10, c. 17/.

Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда дру­гих товаров) в объеме их производства в России продол­жает оставаться на высоком уровне (табл. 3).

Экспорт черных металлов и изделий из них в 1999 г. со­кратился на 15 %, чему немало способствовали нетарифные ограничения, практикуемые многими западными странами. В частности, по этой причине в 1999г. был в значитель­ной части потерян американский рынок. Однако российским производителям удалось переориентировать поставки на восстанавливающиеся после кризиса экономики Юго-Восточной Азии, в которых сейчас находит себе сбыт почти половина российского экспорта черных металлов.

Из цветных металлов экспорт алюминия возрос на 11,5 % и меди - на 15 %, продажи никеля незначительно сократи­лись. Прогнозируемое увеличение общемирового потреб­ления этих металлов в 2000г. вместе с начавшимся расширением производства (особенно военного) в нашей стране создает хорошие стимулы для наращивания разме­ров их выпуска и продаж.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи

Финансовая политика занятости в мировой практике
Бюджет фонда занятости и его структура могут оказывать влияние на целевые группы населения и даже на макроэкономическую ситуацию. Бюджет политики на ...

Структура и роль транспорта в современной экономике
Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России ...

Новые аспекты в развитии тнк и международного разделения труда
Основной тенденцией современной мировой экономики является ее глобализация, этот решающий фактор нынешних международных экономических отношений отме ...